Как сделать адаптер для диагностики своими руками? попробовать можно

Как сделать адаптер для диагностики своими руками? Попробовать можно

Достаточно часто можно услышать вопрос, как сделать адаптер для диагностики своими руками. Ведь, несмотря на всю развитость современной торговли, купить адаптер довольно проблематично. Они не пользуются бешеным спросом, поэтому предприниматели не стремятся их завозить. Приобрести их можно только в крупных магазинах запчастей или на заказ. Также многих не устраивает высокая цена на это оборудование, вот поэтому, все больше людей собирают подобные приблуды самостоятельно. Для этого достаточно иметь элементарные знания и навыки в электротехнике. Детали можно приобрести в любом радиотехническом магазине за копейки.

Как сделать адаптер для диагностики своими руками? На самом деле это не сложно, но сначала давайте определимся, зачем он нужен. Как известно, в современных автомобилях имеется блок управления двигателем. Он имеет функцию диагностики. Чтобы ею воспользоваться, к ЭБУ подключают компьютер, с установленными на него программами. Делается это через шину K-line, подключение происходит через адаптер. То есть, без адаптера провести диагностику не получится.

Таким образом, адаптер нужен для проведения самостоятельной диагностики двигателя вашего автомобиля. Учтите, что на старых иномарках используются шины L-line, они немного отличаются.

Изготовление

Самостоятельно сделать адаптер несложно. Но, вам понадобится немного повозиться с созданием печатной платы. Для этого придется искать готовую схему, или создавать ее самостоятельно в специальных программах. Наиболее удобным вариантом для создания схемы платы будет программа Nero PhotoSpanViewer. С помощью этого ПО можно без проблем создать наиболее оптимальную схему для вашего случая.

Начинают работу с поиска схемы. В интернете можно найти большое количество принципиальных схем для подобного оборудования. Выберите наиболее оптимальный вариант для себя. Чтобы создать плату, вам понадобится приобрести стеклотекстолит или гетинакс. В крайнем случае, подойдет кусок старой платы, но с ним придется повозиться, подготавливая его к работе. Далее с помощью программы делаем схему, и распечатываем ее в нормальном размере. Важно при настройке принтера поставить его в режим максимального расхода тонера.

Довольно сложным процессом является перенос рисунка схемы на плату. Проще всего использовать фотобумагу. Она наиболее подходит для этой работы. Для переноса прикладываем бумагу к плате, и прогреваем ее с помощью утюга. Бумага приклеивается к плате. Следующим этапом является просверливание отверстий для установки элементов. Имеются специальные станки для этого. Но, в бытовых условиях можно обойтись обычной дрелью. Сверло используется тонкое, иногда его не удается полноценно зажать в патроне. В таком случае, следует хвостовик обернуть изолентой в несколько слоев.

После сверления отверстий, нужно замочить заготовку в воде. В результате, бумага размокнет и на плате останется рисунок дорожек. Для защиты от кислоты дорожки следует покрыть не чувствительным к кислоте лаком. Очень удобно для этого пользоваться нитроэмалью. Удалите ненужные участки фольги. Для этого плата протравливается. Делать это можно в следующем растворе:

  • Вода 250 мл;
  • 2 ст. л. поваренной соли;
  • 1 ст. л. медного купороса.

Воду для приготовления желательно нагреть до 80°C. Протравка занимает около 5 часов. Тут важно вовремя извлечь плату. Стоит ее передержать, хотя бы на полчаса, то возникает риск, что раствор разъест и дорожки.

Припаиваем все радиодетали необходимые для работы. Устанавливать их следует в порядке расположения на схеме. Обычно, этот этап работы занимает около 30-40 минут. После этого к плате припаиваются переходники. Их можно купить в магазине. Вам потребуется разъем стандартный от USB. В принципе, можно воспользоваться старой флеш-картой. Автомобильный разъем K-line придется приобретать (ну или сделать USB K-Line адаптер самому). Подключите их к плате. При этом, обращайте внимание на необходимость установки платы в корпус, и располагайте разъемы исходя из этого.

Самым удобным корпусом будет чехол от магнитолы. Это позволит вам сделать прибор компактным, но, вместе с тем, в нем плата прекрасно разместится. Питание подается от прикуривателя. Желательно добавить кнопку включения.

Собранный по такой схеме адаптер не требует дополнительных настроек. Он работает со всеми иномарками и большей частью отечественных автомобилей. Единственным исключением является ЭБУ «Январь 4.1». Его диагностика возможна только после перепрошивки.

Заключение. Для правильного обслуживания современного автомобиля просто необходимо регулярно производить диагностику. Это поможет своевременно выявлять и устранять неисправности. Поэтому, водители интересуются вопросом, как сделать адаптер для диагностики своими руками. Ведь без этого приспособления просто невозможно провести диагностику. Сделать такой прибор можно самостоятельно с минимальными затратами.

Делаем K-line адаптер своими руками

Автомобили, система которых основана на инжекторе, имеют специальную линию, которая передаёт данные в момент диагностики. Называют её K-line, а имея в наличии специальный адаптер, вы сможете подключить к этой «к линии» свой ноутбук. Тогда с помощью нехитрых манипуляций, вы сможете своими руками обновить программное обеспечение электронных систем авто, провести диагностику их работоспособности или поставить другую прошивку на автомобильный ЭБУ.

С помощью подобного адаптера можно проводить самостоятельную диагностику авто

Адаптер K-line используется для передачи данных от ЭБУ на ПК пользователя. Информация проходит по отдельной линии, более того, входы для получения информации и её отправки могут быть принципиально разные! Чтобы их согласовать и используют к-лайн адаптер. Стоит K-line адаптер не очень дорого, несмотря на это, многие автолюбители пытаются сделать его своими руками.

Во Всемирной паутине вы можете обнаружить множество схем самодельных K-line адаптеров. Имеются и самые простые устройства, которые предназначены для работы на COM, однако на современных вычислительных устройствах этого порта уже нет. Гораздо удобнее использовать адаптер с переходом на USB, но техническая составляющая такого устройства гораздо сложнее.

Если вы решили сделать такое средство передачи данных от электронного блока вашего автомобиля на ПК своими руками, тогда сделать его следует с выходом на порт USB. Для этого придётся разжиться парой микросхем, печатной платой и множеством дополнительных частей. На самом деле, реализовать всё можно гораздо проще, достаточно иметь в наличии кабель от старого телефона, который пылится где-нибудь в ящике стола.

Составим список всех элементов, которые нам потребуются для создания K-line адаптера:

  • USB кабель от старого телефона;
  • паяльник и умение его использовать;
  • четыре резистора с сопротивлением 3 кОм;
  • один резистор с сопротивлением 10 кОм, один с номиналом 1 кОм и ещё один где-то на 8,4 кОм;
  • выпрямительный диод;
  • два транзистора;
  • один конденсатор, номиналом 0,47 F.

Собирать схему своими руками необязательно по этому макету, вы можете сделать это так, как вам удобно. При желании вы можете создать печатную плату, но именно этот k-line адаптер был сделан навесным монтажом.

Два транзистора вы можете позаимствовать в энергоблоке для компьютера, если имеется ненужный, или приобрести в магазине радиодеталей. Там же купите любой диод выпрямительного назначения, который имеет низкий параметр падения напряжения. Вы можете не впаивать его, если во время использования не перепутаете полюса, но для безопасности стоит его внедрить в схему. Конденсатор обязательно используем, чтобы устранить помехи на линии.

Читать еще:  Почему пахнет выхлопными газами в салоне? несколько вариантов и способы устранения

Итак, как только схема будет собрана, начинаем работать с USB кабелем. На компьютер необходимо установить специальный драйвер, который позволяет работать системе передачи данных на разных скоростях, называется он PL-2303. Как только установили, подключайте USB шнур и проверяем его на работоспособность. Если вы обнаружили его в диспетчере устройств, значит, он исправен.

Обязательно запомните, под каким номером порта COM он высветился в системе, а лучше запишите. Теперь скачайте программу, чтобы проверить работоспособность порта. Можете использовать COM Test от B&B.

Переходим к модернизации кабеля к-лайн своими руками. Отпаиваем разъём кабеля, который подключался к телефону, после этого нам необходимо понять, для чего каждый из проводов предназначен. Чтобы это определить, подключаем шнур к ПК, запускаем уже скачанную программу, выбираем COM порт нашего кабеля, скорость ставим любую.

Чёрный проводок является минусом, проверить вы можете это, предварительно прозвонив его на корпусе разъёма USB. Вольтметром находим проводок, напряжение которого равно 3,3 вольта. Теперь попробуйте написать какую-нибудь команду в окне программы, если в процессе этого изменится напряжение на проводе, значит, он является выходом, т. е. TxD.

Теперь пробуем определить провод RxD, который является входом, ни в коем случае не присоединяйте его к обнаруженному ранее «минусу». Если вы соедините его с нужным проводком, то текст, который вы напишите, отобразится и во втором окошке программы. Это значит, что данные вы не только передали, но и получили.

Теперь впаиваем эти провода в нашу схему и крепим их в разъём OBDII своими руками. После этого внимательно просмотрите, нет ли каких-нибудь обрывов или замыканий, их нужно исключить. Более того, при желании, придайте устройству надёжность, закрепив в какой-нибудь корпус.

Если вы хотите осуществить световую индикацию, просто впаяйте в схему диод в связке с транзистором номиналом более 500 Ом, чтобы он не смазывал сигнал на линии.

Теперь подключаем этот же кабель к нашему ПК, дополнительно подаём 12 вольт на схему. Если информация дублируется, значит, всё работает исправно. Теперь можете подключать к электронному блоку компьютера и проводить диагностику.

Подводя итог, следует сказать, что сделать k-line адаптер своими руками нетрудно, нужны лишь базовые знания схемотехники и умение работать с паяльником. Делая такое устройство самостоятельно, вы сможете учесть технические составляющие индивидуально для вашего автомобиля и сэкономить одну-две тысячи рублей.

k line адаптер своими руками

Каждый автовладелец в определенный момент сталкивается с проблемой диагностики своего железного коня, который неожиданно перестает нормально заводится и работать. Для решения данной проблемы большинство людей пользуются услугами автосервисов, в которых специалист с чудо приборчиком сможет легко расшифровать код неисправности Вашего автомобиля и помочь произвести квалифицированный ремонт.

Как же поступить автовладельцу на панели авто которого загорелась лампа «Check Engine», но у которого нет времени или денег платить каждый раз за диагностику своего автомобиля автосервису. Решение, конечно же есть, это изготовление k line адаптера своими руками.

Если Вы владелец бюджетной иномарки типо Daewoo или Chevrolet, а так же любого отечественного автомобиля кроме последних моделей 13-14 годов имеющихCAN шину, то для диагностики Вашего автомобиля Вам будет вполне достаточно обычного k line адаптера для диагностики, который Вы сможете собрать своими руками.

В настоящее время в интернете можно встретить огромное количество схем k line адаптеров для самостоятельной сборки выполненных для работы черезCOM порт. Так как в настоящее время данный разъем отсутствует на современных компьютерах, то схемы для сборки k line адаптеров без преобразователей виртуального COM порта в данной статье рассматриваться не будут. В случае если в Вашем ПК есть COM порт Вы можете скачать схемы k line адаптера дляCOM порта здесь.

Давайте рассмотрим процесс сборки k line адаптера своими руками для ПК с USB портами.

Данная схема была собрана и доработана пользователем Самокат Ветерана.

Для сборки нам потребуется:

Конденсаторы:

1) 100нФ — это неэлектролиты SMD 1206 (их 3шт.)

2) 4.7мкф. х 10В — танталовый чип-конденсатор, по питанию со стороны USB (можно использовать на большее значение по напряжению, использование на меньшее значение недопустимо)

3) 10мкф. х 16В — танталовый чип-конденсатор, по питанию со стороны +12В (можно использовать на большее значение по напряжению, использование на меньшее значение недопустимо)

В качестве электролитов можно использовать любые от 4.7мкф до 100мкф. Их задача в данной схеме это для фильтрация помех. Обратите внимание, чтобы по напряжению они были не меньше 10В и 16В соответственно.

Резисторы типоразмера 0805:

Микросхемы:

Схема адаптера

Скачать макет печатной платы устройства.

Если Вы не хотите тратить время на сборку устройства, или у Вас необходимых компонентов, Вы можете заказать себе готовый K Line адаптер в нашем магазине произведенный в России и Китае.

Оба адаптера собраны на заводском оборудовании и имеют годовую гарантию.

Адаптер для диагностики авто своими руками

Ни один автомобиль не застрахован от поломок и неисправностей. Разных — крупных, мелких критических и блуждающих. Именно блуждающие, непостоянные неисправности, как правило, донимают водителей чаще всего. Если в старых автомобилях всю работу двигателя увидеть, грубо говоря, своими глазами, то с появлением электроники поломки маскируются. Чем дальше, тем изощреннее они маскируются, а чтобы их выявить, нужна все та же электроника.

Cодержание:

Зачем нужна компьютерная диагностика

Всем владельцам автомобилей с электронной системой управления хорошо знакомы внезапные симптомы, которые могут присутствовать как постоянно, так и появляться время от времени:
двигатель не развивает полную мощность;

  • увеличивается расход топлива;
  • затрудненный пуск, независимо от температуры двигателя;
  • перебои и рывки на переходных режимах;
  • неустойчивые холостые обороты;
  • перманентно загорающаяся лампа Check Engine.

Все это может быть если не устранено, то по крайней мере могут быть найдены точные причины. О неисправностях в электронной системе управления говорят коды ошибок, которые можно определить только двумя способами при диагностике: с помощью бортового компьютера и посредством адаптера и любого ПК, ноутбука или стационарного компьютера.

Что такое диагностический разъем

Каждый автомобиль с электронной системой управления имеет специальный диагностический разъем, который находится чаще всего под рулевой колонкой. Разъем подключен напрямую к электронному блоку управления и предоставляет доступ практически ко всем настройкам всех систем автомобиля. Кроме того, ЭБУ через диагностический разъем всегда покажет код ошибки, которая и вызвала сигнал Check Engine или сбои в работе.

Адаптер для диагностики авто своими руками позволяет расшифровать кодировку ЭБУ и сделать ее понятной для любого компьютера или даже смартфона. Для этого, естественно, необходимы определенные программы, которые пишутся как для конкретной марки автомобиля, так и для общего использования.

Читать еще:  Чем смазать рулевую рейку? обслуживание - святое дело

Адаптеры для диагностики авто

Чаще всего можно встретить USB адаптер KL сигнала формата OBD2. Это значит, что такой адаптер может адаптировать сигналы ЭБУ и предоставлять их в понятной для выносного устройства форме. Адаптеры ELM327, KKL327 подходят для большинства автомобилей и чтобы работать с ошибками системы управления, кроме выносного устройства (ноутбука или смартфона с установленными программами) для диагностики больше ничего не нужно.

Цена такого адаптера — до 500-600 рублей. В общем, это минимальная цена, которую владелец платит за разовую компьютерную диагностику и за сброс ошибок. Сброс ошибок может стоить еще дороже. В пределах 2-3 тысяч рублей. Поэтому приобретение такого устройства избавит владельца от лишних расходов и позволит самому диагностировать хотя бы самые явные ошибки, кроме того, можно без труда эти ошибки сбрасывать, стабилизировать работу системы и таким образом экономить на компьютерной диагностике.

Преимущества бортового компьютера

Однако и бортовой компьютер еще никто не отменял. Естественно, что он стоит дороже, чем сам адаптер, поскольку бортовой компьютер включает в себя уже и адаптер и устройство расшифровки кодов, и средство борьбы с ошибками. Плюсом бортового компьютера есть и тот факт, что он предназначен для конкретной электронной системы, настроен с учетом всех ее особенностей. Бортовик не установишь на каждый автомобиль, поскольку стандарт OBD2 поддерживают не все автомобили. Но преимуществ у него довольно много:

  1. Это полностью сформированное самодостаточное диагностическое устройство, не требующее настройки и установки программного обеспечения.
  2. Бортовой компьютер подключен к системе постоянно и постоянно отслеживает качество топлива, режимы работы двигателя, массу всяких данных, может строить наглядные графики, вычислять и сбрасывать ошибки хоть по пять раз в день.
  3. Простое подключение.
  4. Мгновенная реакция на ошибку.

Как подключить адаптер для диагностики

Тем не менее, и у адаптера есть свои плюсы, которые за неимением лишних денег могут выглядеть более привлекательно, чем установка бортового компьютера. Самый простой вариант — подключение внешнего устройства через блютуз адаптер. Оно еще проще, чем подключение через ноутбук. Для этого необходимо просто вставить CAN адаптер в диагностический разъем, включить на смартфоне блютуз, обнаружить устройство (сам адаптер), ввести пароль, прописанный в документах адаптера и завести автомобиль. При условии установленного на смартфон программного обеспечения, которого есть тьма тьмущая под любую платформу (Андроид, Эппл, Линукс, Виндоус), можно полноценно управлять всеми системами автомобиля и самое главное, делать сбросы ошибок.

Весь процесс диагностики занимает не более 15 минут, нет необходимости по мелочам тревожить занятых и высокооплачиваемых специалистов на компьютерной диагностике, а процесс проверки электронных систем можно проводить хоть каждый день. Диагностируйте электронику правильно, безопасных всем дорог!

Всепротокольный OBD-2 AIIpro адаптер своими руками

Это, вероятно, случалось с каждым из нас: вы едете в своем автомобиле и вдруг желтая лампочка «Check Engine” загорается на приборной панели как тревожное предупреждение о том, что возникли какие-то проблемы с двигателем. К сожалению, это оно само по себе не дает каких-либо намеков на то, что именно является причиной неполадки и может означать все что угодно, начиная от неплотно закрытой крышки топливного бака до проблем с каталитическим конвертером. Я помню, как Honda Integra 94-го года имела ЭБУ под креслом водителя и красный светодиод начинал мигать, если возникали какие-то проблемы с двигателем.

Подсчитав количество «блинков», можно было определить код ошибки. По мере того, как ЭБУ автомобилей становятся все более и более сложными, количество кодов ошибок возрастает экспоненциально. Использование бортовой диагностики автомобиля On-Board Diagnostic (OBD-II) позволяет решить эту проблему. Данный адаптер позволяет использовать персональный компьютер для OBD диагностики. Адаптер AllPro функционально совместим с ELM327 и поддерживает все существующие OBD-II протоколы обмена данными:

• ISO 9141-2
• ISO 14230-4 (KWP2000)
• SAE PWM J1850 (Pulse Width Modulation)
• SAE VPW J1850 (Variable Pulse Width)
• ISO 15765-4 Controlled Area Network (CAN)

VPW, PWM и CAN
Первых два протокола ISO описаны в указанной выше предыдущей публикации. Детальное описание OBD протоколов выходит за рамки данной статьи, я лишь их кратко перечислю.J1850 VPW (Variable Pulse Width) – протокол автомобилей General Motors и некоторых моделей Chrysler со скоростью передачи 10.4 кбит/с по одному проводу.

Напряжение на шине VPW изменяется от 0 до 8 В, данные по шине передаются чередованием коротких (64 мкс) и длинных (128 мкс) импульсов. Реальная же скорость передачи данных по шине изменяется в зависимости от битовой маски данных и находится в пределах от 976 до 1953 байт/с. Это самый медленный из OBD протоколов.

J1850 PWM (Pulse With Modulation) используется в автомобилях корпорации Ford. Скорость передачи здесь 41.6 кбит/ с с использованием дифференциального сигнала по двум проводам. Напряжение на шине изменяется от 0 до 5 В, a длительность импульса составляет 24 мкс. Работа с этим протоколом требует аккуратности в программировании микропроцессора, так как скорость выполнения инструкций языка «C» на PIC микропроцессоре даже с улучшенной PIC18 архитектурой становится сопоставимой с длиной короткой посылки PWM протокола (7 мкс).

CAN (Controlled Area Network) протокол разработан Robert Bosch в 1983 году и окончательно стандартизирован в ISO 11898. Использование CAN шины данных в автомобиле позволяет различным устройствам общаться друг с другом, минуя центральный процессор, так называемый multi-master режим.

Плюсами является также повышенная скорость передачи, до 1 Мбит/с и лучшая помехоустойчивость. Изначально протокол предназначался для использования в автомобилях, но теперь применяется и в других областях. Чтобы повысить надежность передачи данных, в шинах CAN применяется способ дифференциальной передачи сигналов по двум проводам. Образующие эту пару провода называются CAN_High и CAN_Low.

В исходном состоянии шины на обоих проводах поддерживается постоянное напряжение на определенном базовом уровне, приблизительно 2.5 В, называемым рецессивным состоянием. При переходе в активное (доминантное) состояние напряжение на проводе CAN_High повышается, а на проводе CAN_Low снижается, рис.1.

Существует также два формата сообщений или фреймов – стандартный с 11 битным адресным полем (CAN 2.0A) и расширенный с 29 битным полем (CAN 2.0B). Стандартом ISO 15765-4 определяется использование для целей OBD как CAN 2.0A, так и CAN 2.0B. Вместе со скоростями передачи по шине 250 и 500 кбит/с это создает 4 различных CAN протокола.

Поддерживает ли ваш автомобиль OBD-II?
OBD является обязательным только в Северной Америке и Европе. Если в Америке это правило действует с 1996 года, то Евросоюз принял EOBD вариант автодиагностики, основанный на OBD-II, сравнительно недавно. В Европе OBD стал обязательным, начиная с 2001 года, а для дизельных двигателей даже с 2004. Если ваш автомобиль выпущен до 2001 года, то он может вообще не поддерживать OBD даже при наличии соответствующего разъема.

Например, Renault Kangoo 99 года не поддерживает EOBD (хотя редакционная Kangoo dcI60 2004 года с CAN протоколом прошла успешную стыковку с описанным адаптером, а Renault Twingo поддерживает! Те же самые автомобили, сделанные для других рынков, например Турции, могут тоже не быть совместимыми с OBD протоколом. Как определить, какой протокол поддерживается электронным блоком управления автомобиля?

Читать еще:  Отзыв китайских внедорожниках и кроссоверах. great wall и chery

Первое – можно поискать информацию в интернете, хотя там много неточной и непроверенной информации. К тому же, многие автомобили выпускаются для разных рынков с различными протоколами диагностики. Второй более надежный способ – найти разъем и посмотреть, какие контакты в нем присутствуют. Разъем обычно находится под приборной панелью со стороны водителя. Протокол ISO 914-2 или ISO 14230-4 определяется наличием контакта 7, как показано в таблице 1.

Большинство автомобилей последних лет выпуска поддерживает только CAN протокол с контактами 6 и 14 соответственно. В Европе и Северной Америке все новые автомобили, начиная с 2007/ 2008 года, должны использовать OBD только на основе CAN. Замечу, однако, что, как правильно отмечено в комментарии, «Если марка присутствует в таблице, то это не дает гарантии поддержки OBD-II».

Использование L-line в ISO 9141/14230… Отдельно хочется сказать по поводу L-линии в ISO 9141-2/ 14230-4 протоколах. Сейчас она практически нигде не используется, так как для процедуры инициализации связи вполне достаточно только K-линии. В стандарте же, однако, сказано, что сигнал инициализации должен передаваться по двум линиям одновременно, K и L. Владимир Гурский из www.wgsoft.de, автор программы «ScanMaster ELM», собрал большую коллекцию различных ЭБУ.

В качестве примера необходимости L-линии он приводит Renault Twingo 1.2л 2005 года выпуска. Использование здесь при иницилиазации только K-линии приводит к неверному адресу двигателя в ответах ЭБУ. Если же инициализация производится по K и L одновременно, то тогда все работает правильно.

AllPro адаптер на PIC18F2455
Схема моего всепротокольного OBD-II адаптера показана на рис.2 . Основой является микроконтроллер Microchip PIC18F2455, имеющий модуль USB интерфейса. Устройство использует напряжение питания 5 В от шины USB. Конденсатор C6 служит фильтром внутреннего стабилизатора 3.3 В для обеспечения работы USB шины. Светодиоды D2 и D3 являются индикаторами приема/передачи, а светодиод D1 использован для контроля статуса USB шины.

Выход ISO 9141/14230 интерфейса управляется половинкой драйвера IC2-2, а входной сигнал подается через делитель R12/R13 на вход RX (вывод 18), который является триггером Шмидта, как и большинство входов PIC18F2455, что обеспечивает достаточно надежное срабатывание. Для контроля L-линии используется IC3-1 и R10.

Шина J1850 VPW требует напряжения питания 8 В, получаемого от стабилизатора L78L08 IC4. Сигнал на выход VPW подается через инвертор IC3-2 и буферный полевой транзистор Q1. Делитель R7/R8 и внутренний триггер Шмидта на входе RA1 составляют входной интерфейс J1850 PWM протокола. Внутренний компаратор (входы RA0 и RA3) PIC18F2455 вместе с резисторами R4, R5 выделяет дифференциальный сигнал PWM. Для контроля выхода PWM шины используются IC2-1 и полевой транзистор Q2.

Отдельно хочется сказать по поводу поддержки CAN. Microchip не выпускает контроллеры, содержащие и CAN, и USB. Можно использовать контроллер с CAN модулем и внешний USB чип типа FT232R. Или наоборот, подключить внешний CAN контроллер, как сделано в этом адаптере. CAN интерфейс здесь образуют контроллер MCP2515 (IC5) и трансивер MPC2551 (IC6). MCP2515 подключен через SPI шину к PIC18F2455 и программируется каждый раз при подаче питания адаптера.

Согласующие (bus termination) RC цепочки R14/ C10 и R15/C11 предназначены для уменьшения отражений на CAN шине согласно стандарту ISO 15765-4. Использование их не обязательно, при относительно коротком кабеле отражениями можно пренебречь. Вместо PIC18F2455 можно использовать PIC18F2550 с той же самой прошивкой, см. варианты замены в таблице 2.

Внешний вид устройства показан на рис.3 и обложке, а печатная плата на рис.4.

Программирование PIC18F2455

Для программирования PIC18 можно использовать несложный JDM программатор [3], схема показана на рис.5.

Он очень прост и может бы собран за час на макетной плате. Недостатком является то, что программатор требует наличия последовательного (Com) интерфейса в компьютере и не работает с виртуальными USB/Com адаптерами. Использование ноутбуков также не рекомендуется, так как они не обеспечивают необходимого напряжения на выходе Com порта.

Разводка программатора показана на рис.6 и сделана с использованием так называемой «stripboard» технологии, достаточно популярного подхода к макетированию. Типичная stripboard имеет матрицу отверстий с шагом 2.54 мм для монтажа электронных компонентов, соединенных полосками меди на обратной стороне, отсюда и название – stripboard.

Разрезав полоски на обратной стороне и установив сверху проволочные перемычки, можно быстро собрать относительно несложные конструкции. Полоски легко перерезаются зенковкой отверстий обычным сверлом. Существует даже специальная программа – «LochMaster» [4] для проектирования конструкций таким способом. При использовании программатора следует обратить внимание, что корпус персонального компьютера (контакт 5 DB9 разъема) не соответствует корпусу программатора.

Другим условием является использование «полноценного» последовательно кабеля со всеми проводами, необходимыми для работы схемы. Программатор надежно работает с WinPic [5], единственная проблема заключается в том, что требуется отдельно загрузить файл-дескриптор PIC18F2455.dev (или PIC18F2550.dev) из дистрибуции Microchip IDE после того, как установлен собственно WinPic.

Другой программой, работающей с JDM программатором, является PICPgm [6], никаких дополнительных файлов здесь не требуется, хотя автору следует поработать над английской грамматикой, рис.7 . Прошивка адаптера доступна .

OBD-II кабель
Для подключения к бортовому компьютеру адаптер использует «стандартный» DB-9/OBD-II кабель. Разводка кабеля показана в таблице 3.

Подключение и тестирование устройства. Правильно собранный адаптер в налаживании не нуждается и распознается Windows как USB устройство. Микропроцессор PIC18F2455 не имеет собственного драйвера и использует Windows 2000/XP/Vista CDC (Communication Device Class ) драйвер usbser.sys виртуального Com порта.

По поводу использования драйвера хочется, однако, добавить, что согласно информации www.usb.org исправил баги в usbser.sys только начиная с Windows XP SP2 и использование адаптера с Windows 2000 может быть проблематично. После того, как адаптер распознался как USB устройство и драйвер установлен, можно приступать к тестированию.

Для этого требуется подключить источник стабилизованного напряжения 12 вольт на выводы 1 и 9 разъема J2 и подключить адаптер к персональному компьютеру через USB кабель. Проверяется наличие напряжения 8 В на выходе стабилизатора IC4. Следующим шагом является запуск Windows приложения HyperTerm и подсоединения к Com порту адаптера.

Устройство имеет процедуру самодиагностики с проверкой прохождения сигнала со выхода на вход по всем протоколам. Для этого используется команда «AT@3», рис.8.

Прохождение проверяется по следующим цепям:

• IC2-1, R4 для отрицательной шины PWM
• Q2, D6, R5 для положительной шины PWM
• IC3-2, IC4, R11, Q1, D5, R7, R8 для VPW
• IC2-2, R9, R12, R13 для ISO 9141/14230
• Ответ контроллера MCP2515 по шине SPI

Например, отсутствие IC2 приведет сразу к двум ошибкам, рис.9 .

Процедура самодиагностики не включает проверку CAN трансивера MCP2551, здесь можно просто замерить напряжение на выводах 6 и 7. Оно должно быть в пределах 2.5 В.

Работа с Адаптером
Адаптер совместим по системе команд с ELM327 и может использоваться с приложениями, работающими с ELM327. Я предпочитаю использовать «ScanMaster ELM» Владимира Гурского [8], рис.10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector