Содержание

Признаки износа маслосъемных колец. это стоит запомнить

Маслосъемные кольца: признаки износа

Маслосъемные кольца являются одними из самых важных элементов двигателя. Что же это за детали, куда их устанавливают и как их заменить — обязательно знать каждому автовладельцу, чтобы в любое время помочь своему железному другу.

Что собой представляют эти детали

Маслосъемные кольца относятся к поршневым кольцам и играют большую роль в работе автомобиля. Данная деталь состоит из верхнего компрессионного, компрессионно-маслосъемного и нижнего маслосъемного кольца. Именно от их работы зависят следующие параметры: величина разгонной мощности, насколько токсичны выхлопные газы, запуск двигателя и величина расхода топлива и масла. Поэтому так важно отслеживать их техническое состояние.

Функции маслосъемных колец

Главной функцией таких колец является отведение тепла от поршня. Иначе это грозит поршню различными дефектами — например, прогарами или задирами, что приводит к нарушению работы запчасти и всего механизма в целом. В итоге деталь заклинит в цилиндре. Также именно маслосъемные кольца отвечают, насколько герметична камера сгорания, а значит, минимизируют попадание газов из картера в цилиндр и обратно. Кроме этого, происходит регулировка того, как смазываются сопрягаемые элементы. Здесь важно помнить, что как недостаток масла, так и его избыток могут вывести двигатель из строя.

Конструкция колец

Перед тем как рассматривать неисправности и выяснять, когда требуется замена или раскоксовка маслосъемных колец, нужно узнать их конструкционные особенности. Неразъемных деталей на сегодняшний день уже не производится, так как они уже непопулярны. У таких деталей повышенная жесткость, из-за чего они недостаточно прилегают к поверхности и плохо удаляют масло.

Сегодня производятся детали, в состав которых входит две или три части. Такие детали называются «наборные маслосъемные кольца».

Первый вариант состоит из самого маслосъемного кольца и спиральной пружины. Плюсы такого изделия: оно достаточно гибкое, из-за чего плотно прилегает к стенкам цилиндра. Пружина прижата к кольцу так сильно, что деталь выглядит цельной. Кольца из трех элементов состоят из следующих элементов: распорной пружины и двух стальных пластинок. Применяются они обычно в автомобилях с бензиновыми двигателями. Достоинство данной конструкции в том, что она максимально плотно прилегает к цилиндру.

Работа компрессионного кольца

Больше всех нагрузки у компрессионного кольца, поэтому при его изготовлении применяют специальные легированные материалы. Поверхность его покрывается износостойким ыеществом, для того чтобы кольцо могло устоять перед давлением газов и высокой температурой. Когда кольцо приближается к верхней мертвой точке, смазки становится меньше, а растущее давление в цилиндре обеспечивает более плотное прилегание кольца к цилиндру. При этом происходит и снижение скорости движения, а при полной остановке может разорваться маслянистая пленка. В таком случае у компрессионного кольца происходит сухое трение во время работы, а значит, и быстрый его износ.

Работа среднего и самого маслосъемного кольца

На среднем кольце нагрузка гораздо меньше. При его производстве используют легированный чугун. На форсированных двигателях компрессионно-маслосъемное кольцо покрывают износостойким материалом. Это потому, что у замка давление остается высоким. По названию этого кольца можно догадаться, что оно выполняет и компрессионную работу, и участвует в смазке. Для того чтобы масло не попадало в камеру сгорания, угол конуса наружной поверхности составляет не более 80 г. Главной задачей компрессионно-маслосъемных колец является снятие масла с цилиндра и предотвращение попадания его в камеру сгорания.

Сами маслосъемные кольца выполняют только одну функцию: снимают масло и отводят его в картер. Для максимально качественного выполнения этой задачи конструкция предусматривает два пояса, и каждый из них занимается снятием остатков масла. В итоге сбор жидкости происходит между поясами и внизу детали. Чтобы ее устранить, имеются специальные колпачки с продолговатыми прорезями, по которым выводится жидкость. Далее она стекает в поддон или остается на внешней стороне поршня.

Проверка состояния маслосъемных колец

В работе поршневым колпачкам и маслосъемным кольцам приходится нелегко, поэтому естественный износ никто не отменяет. Обычно данный комплект ходит около 150 тысяч километров, а в некоторых случаях и в два раза больше. Но добиться таких показателей можно только в том случае, когда осуществляется правильная эксплуатация транспортного средства. В большинстве же случаев ремонтировать двигатель придется раньше. Частая замена маслосъемных колец может быть обусловлена следующими факторами: некачественное или неподходящее масло, несвоевременная его замена. Также важно следить за воздушным фильтром, особенно если частым маршрутом является запыленная местность. Кроме этого, топливный фильтр должен быть исправен.

Нежелателен и перегрев или сильная нагрузка самого двигателя. В этом случае образуется нагар в поршневых канавках. Если залегли маслосъемные кольца, то поршень не будет достаточно плотно прилегать к цилиндру. Это значительно снижает мощность автомобильного двигателя. Чтобы маслосъемные кольца прослужили как можно дольше, нужно соблюдать некоторые правила. Кратковременные поездки в зимнее время опасны для двигателя, так как он не прогревается до оптимальной температуры. Также зимой не стоит чрезмерно нагружать его, из-за недостаточной смазки может произойти перегрев. В результате этого происходит заклинивание и образование на стенках цилиндра и поршня дефектов. В этом случае происходит полный износ колпачков и перегородок между канавками. Неблагоприятны для авто и постоянные городские пробки.

Признаки износа колец и их диагностика

Узнать, когда маслосъемным кольцам необходим ремонт или замена, можно по некоторым факторам:

  • расход масла в двигателе стал гораздо больше;
  • в начале движения или после недолгой остановки — появление сизого дыма;
  • протечка и испарение масла в колпачках, уплотнительных прокладках и т. д.;
  • имеет значение и цвет подтекаемой жидкости: если она темная, то нужно заменить уплотнители;
  • следующим этапом будет проверка свечей, если они грязные, то нужно обратиться в автосервис или самостоятельно произвести ремонт.

При обнаружении каких-либо признаков износа в первую очередь нужно обратить внимание на маслосъемные кольца. Проверку колпачков произвести довольно легко. Нужно снять шланг вентиляции, если давление в картере высокое, то колпачки вышли из строя.

Раскоксовка маслосъемных колец

Не во всех случаях нужно полностью заменять детали. Если имеется нагар или залегли кольца, то поможет раскоксовка. Существует следующий рецепт, чтобы восстановить данные элементы без разбора двигателя. Нужно приготовить смесь, в состав которой входит ацетон и керосин в равных пропорциях. После этого свечи зажигания выкручиваются, а приготовленная смесь заливается в цилиндр через отверстия. Нужно подождать 9 часов. По прошествии этого времени вкручиваем свечи на место, производим запуск двигателя и ездим на высоких оборотах. После этого рекомендуется заменить масло в двигателе и фильтр.

Специальный раскоксователь можно купить и в магазине. В принципе, получается то же самое, но необходимо почитать инструкцию. Заливается раскоксовыватель также в свечные отверстия, только времени на раскисление нагара уходит меньше — как правило, 15 минут, но это нужно уточнить в инструкции.

Замена деталей

Раскоксовка может помочь исключительно при нагаре, но если детали износились, то их нужно только менять. Замена колец и маслосъемных колпачков может быть произведена и своими руками. Производится она с помощью специального съемника, оправки для запрессовки, металлического прутика, еще понадобится пинцет и рассухариватель. При покупке новых колпачков и колец лучше всего отдавать предпочтение оригинальным деталям, ведь подделки хватит ненадолго. Тем более что материал покрытия верхних колец в идеале должен подходить к материалу двигателя.

Сначала нужно снять все узлы и механизмы, чтобы подобраться к деталям. Первым производится снятие воздушного фильтра, затем топливного насоса и распределителя зажигания. Для демонтажа корпуса привода вспомогательных элементов разъединяем соединение на болтах. Затем идет снятие минусовой клеммы и зубчатого шкива. Чтобы освободить крышку головки блока — снять привод массы. Теперь откручиваем гайки переднего и заднего корпуса подшипников распредвала.

Снимаем шпонку распредвала и достаем сальник. Выставляем поршень в ВМТ, вынимаем свечу, вставляем прут в отверстие, чтобы не выпал клапан, после этого нужно сжать пружины и вынуть два сухаря, выпрессовываем кольца.

Установка новых деталей на места происходит точно в обратном порядке. Маслосъемные кольца ВАЗовских моделей меняются в той же последовательности.

Признаки износа маслосъемных колец. Это стоит запомнить

Часто начинающие водители интересуются, какие имеются признаки износа маслосъемных колец, а точнее, как правильно и своевременно определить проблему. Ведь практически все знают, что износ колец приводит к снижению технических характеристик, вплоть до невозможности дальнейшей эксплуатации автомобиля. Вот поэтому и нужно знать все отличительные особенности этой неисправности. Благо провести первичную диагностику сможет каждый водитель, даже с минимальным опытом в ремонте автомобиля. Но, тут нужно быть аккуратным, и не перепутать признаки со схожими поломками в двигателе.

Признаки износа маслосъемных колец во многом зависят от той работы, которую они выполняют в двигателе. Поэтому, имеет смысл разобраться в том, для чего они используются и какие бывают.

Содержание

В зависимости от конструкции двигателя, кольца могут быть двухсоставные или трехсоставными. Последние распространены значительно чаще. В их состав входят следующие элементы:

  • Нижнее компрессионное;
  • Маслосъемное пружинное;
  • Верхнее компрессионное.

В двухсоставных кольцах используется только одно кольцо и пружинный маслосъемник.

Читать еще:  срабатывает датчик удара Starline a91 - постоянные самопроизвольные сигналы тревоги

Признаки износа

Как правило, на большей части современных авто срок службы маслосъемных колец составляет 150-200 тысяч километров. Но, это только ориентировочные данные, на практике замена может потребоваться уже через 50000 пробега при неправильной эксплуатации. Также встречаются моторы, которые спокойно служат по 300-500 тысяч, и в замене колец не нуждаются. Поэтому, пробег автомобиля не является точным показателем.

Одним из основных признаков неисправности является увеличение расхода моторного масла. Но, тут следует смотреть на особенности использования автомобиля. При повышенной нагрузке (поездки с прицепом, передвижение по бездорожью) увеличение потребления смазки не будет говорить о проблемах с данным элементом.

Практически всегда наблюдается снижение компрессии. На практике, это заметно по снижению тяговых характеристик двигателя. Иногда наблюдается троение, но такой признак появляется только при проблемах с одним из цилиндров и полной работоспособностью других. Также косвенным признаком является загрязнение маслом свечей, но это же может наблюдаться и при неисправности масляных колпачков клапанов. Для более точного диагноза лучше всего снять двигатель и разобрать.

Замер компрессии

Важным этапом диагностики является замер компрессии. Ведь причин для снижения тяги может быть несколько, например, такое может наблюдаться в случае с низким качеством топлива. Для работы потребуется компрессометр и помощник.

С всех свечей снимаются высоковольтные провода, это делается для избегания запуска двигателя. После чего, из первого цилиндра выкручивается свеча, и на его место устанавливается компрессометр. Помощник проворачивает мотор стартером. Ваша задача зафиксировать показатель. Оптимальным считается:

  • 11-13 атм. на бензиновых моторах;
  • 23-40 атм. – дизеля.

Проверка производится в 2 этапа. Сначала просто проверяем компрессию. После этого, наливаем в цилиндр немного масла, и повторяем проверку. При нормальном состоянии колец компрессия должна незначительно увеличиться. Выполняя работу держите компрессометр крепко, при определении показателя, он довольно громко хлопает, а также может выскочить из рук.

Устранение проблем

Для начала, следует решить по какой причине пропала компрессия. Варианты тут могут быть следующие:

  • Кольца закоксовались и залегли (см. статью «Что делать, если залегли кольца в двигателе»);
  • Маслосъемные колечки износились или поломались.

Во втором случае однозначно придется разбирать двигатель и менять детали. Но, для начала можно попробовать раскоксовать мотор. Возможно, это получится, и не придется производить капитальный ремонт. Самым простым вариантом будет добавка в моторное масло специальной присадки, делается это примерно за 100 километров до плановой замены. Это позволяет снизить риск закоксовки и обеспечить качественную очистку от нагара. Такой способ является профилактическим.

Если кольца уже залегли, или имеется предположение, что произошло именно это, то имеет смысл воспользоваться «жестким» способом раскоксовки. Делается работа в следующем порядке:

  • Мотор прогревается до рабочей температуры;
  • Отключают зажигание, выкручивают свечи, на дизелях снимают еще и форсунки;
  • Выставляют все поршни в среднее положение. Сделать это можно с помощью длинной отвертки;
  • В каждый цилиндр заливают раскоксовочную жидкость. Ее можно приобрести в автомагазине. Заливку производят с помощью шприца;
  • Оставляем машину на некоторое время в покое. Для устранения всех загрязнений потребуется 10-12 часов;
  • После этого, производим удаление жидкости из цилиндров, продуваем их сжатым воздухом. Желательно прокрутить стартер, выжав педаль акселератора.

Все снятые детали устанавливаются на место, мотор заводят, и дают поработать час на холостых. Где-то через 100-150 километров не забудьте поменять масло.

Заключение. Проблемы с кольцами поршней не являются редкостью. Именно поэтому, многих водителей интересуют признаки износа маслосъемных колец. Это знание позволяет своевременно заметить проблему, и найти способ устранить ее с минимальными затратами.

Двигатель начал дымить: колпачки или кольца

Достаточно часто приходится замечать, что из выхлопной трубы автомобиля появляется увеличенное дымление. Иногда ситуации доходят до того, что автомобиль буквально окутан клубами густого дыма. Вполне очевидно, что каждому автолюбителю появление чрезмерной задымленности указывает на появление определенных проблем с ДВС.

Сразу отметим, что не всегда, но часто повышенное дымление указывает на серьезные проблемы с двигателем. При этом для опытных водителей не составит труда определить причину по цвету и составу выхлопа. Однако для новичков не всегда бывает просто понять, почему дымит двигатель, а также установить причину и выявить, кольца или колпачки. Давайте разбираться.

Читайте в этой статье

Появился белый или черный дым из выхлопной трубы

Начнем с основных видов дымления для лучшего понимания проблемы. Итак, белый дым из выхлопной трубы — вполне нормальное явление для режимов прогрева холодного двигателя. Более того, ошибочно полагать, что это дым. На самом деле это пар. Вода в парообразном состоянии — естественный продукт работы мотора.

В непрогретой выпускной системе этот пар частично конденсируется и становится видимым, причем на срезе выхлопной трубы обычно появляется вода. По мере прогрева двигателя и выхлопной системы конденсация уменьшается.

Отметим, что если пар виден в теплое время года, вполне возможно, это связано с попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры. Его оттенок зависит от состава охлаждающей жидкости, погоды, освещенности, а также от количества охлаждающей жидкости в камере сгорания. Иногда он может приобретать сизый оттенок, напоминая «масляный» дым. Но, в отличие от масляного дыма, который надолго оставляет в воздухе синеватый туман, пар быстро рассеивается.

Неопытному автомобилисту достаточно сложно по внешнему виду определить, что является источником дыма. На этот случай можно воспользоваться проверенным способом проверки. Для этого необходимо на хорошо прогретом двигателе кратковременно закрыть срез выхлопной трубы листом белой бумаги, при этом конденсированный пар в виде капель воды при попадании на бумагу постепенно испарятся и не оставит явных жирных следов.

Чаще всего жидкость может попадать в цилиндры через прокладку головки блока из-за недостаточной протяжки (в зимний период часто наблюдается подтекание охлаждающей жидкости на стыке блока и головки), прогара и реже в результате образования микротрещин в головке или блоке цилиндров. Открыв пробку радиатора или расширительного бачка, легко выявить запах выхлопных газов и пленку масла на поверхности охлаждающей жидкости.

Все неполадки, связанные с белым дымом из выхлопной трубы, требуют устранения не только прямых причин, но и обязательной проверки систем, способных повлиять на их появление: термостат, датчик включения, муфта или сам вентилятор, состояние радиатора, его пробки, шланги или соединения. Если белый дым и сопутствующие ему дефекты замечены, то эксплуатировать автомобиль нельзя, так как дефекты быстро прогрессируют.

  • Идем далее. Черный дым из выхлопной трубы свидетельствует о переобогащении топливно-воздушной смеси или об ухудшении условий сгорания топлива. Следовательно, речь идет о неисправностях системы топливоподачи. Такой дым обычно хорошо просматривается на светлом фоне и представляет собой частички сажи — продукты неполного сгорания топлива.

Кстати, у карбюраторных двигателей черный дым обычно возникает из-за перелива в поплавковой камере вследствие дефекта игольчатого клапана или из-за закоксовывания воздушных жиклеров. У бензиновых двигателей с электронным впрыском топлива переобогащение смеси появляется, как правило, при неисправности и отказах датчиков (кислорода, расхода воздуха и т.д.), а также при негерметичности форсунок. У дизелей черный дым появляется при нарушениях в работе насоса высокого давления, форсунок и при не оптимальном угле опережения впрыска.

Для проведения ускоренной диагностики необходимо также изучить состояние свечей зажигания. Черный налет сигнализирует о том, что возникла необходимость замены свечей на новые, а также может потребоваться диагностика и регулирование систем силового агрегата.

  1. Повреждение маслосъемных колпачков;
  2. Залегание колец, предназначенных для снятия остатков масла со стенок цилиндров;
  3. Неисправность турбокомпрессора;
  4. Используемое масло имеет низкое качество и т.д;

Теперь давайте остановимся на более подробном изучении проблемы повреждения колпачков и колец. Сазу отметим, дымление и наиболее частые причины расхода масла – колпачки, кольца.

Назначение колпачков состоит в удерживании масла во время работы клапанов. Низкое качество и неисправность данных элементов приводят к потере герметичности, смазка постоянно просачивается и скапливается в цилиндрах.

Как только водитель заводит холодный мотор после долгого простоя ТС, накопленное масло сгорит вместе с топливом в камере. В результате голубой или синий дым облаком вырывается из выхлопной трубы автомобиля.

Износ и залегание маслосъемных колец приводит к попаданию излишнего количества смазочного вещества в цилиндры двигателя и последующему сгоранию смазки. Применение метода раскоксовки колец временно решает возникшую проблему, но при этом кольца теряют упругость, залегание может возобновиться. Чтобы избежать серьезных поломок в силовом агрегате, необходимо постоянно контролировать цвет выхлопных газов.

При малом износе элементов двигателя наблюдается кратковременное появление синего дыма при работе на холодную. По мере нагрева мотора детали расширяются, в результате повышения их температуры зазоры между сопрягаемыми поверхностями элементов уменьшаются. Попадание масла в камеру сгорания прекращается, дымление исчезает.

Диагностика дымления двигателя в гаражных условиях

Итак, чтобы понять, почему мотор дымит, а также когда кольца или колпачки являются проблемой, можно использовать методы первичной диагностики. Кстати, определить, что становится причиной дымления двигателя, вполне можно самостоятельно.

Для этого не нужно иметь специальное оборудование, достаточно будет только компрессометра. Чтобы понять причины появления такой проблемы, нужно немного изучить принцип работы двигателя внутреннего сгорания и процессы внутри ДВС.

Для воспламенения горючей смеси её необходимо сжать. Сжатие в цилиндрах обеспечивает поршень, на который для уплотнения устанавливаются поршневые кольца. Между поршнем, кольцами и стенками цилиндра происходит трение. Для снижения износа трущихся деталей в их рабочую зону (на трущиеся поверхности) подается моторное масло. Износ маслосъемного кольца является виновником попадания масла в камеру сгорания.

Когда материал, из которого изготовлены сальники клапанов, теряет свою упругость, открывается доступ масла в цилиндр. Но бывает и так, что обе неисправности совпадают, моторное масло проникает в цилиндр как через изношенные кольца, так и через маслосъемные колпачки.

Методы диагностики колец и колпачков

  • Наблюдение за состоянием мотора. Диагностика нужна тогда, когда было замечено резкое уменьшения уровня масла без видимых протечек. Клубы дыма из двигателя при резком надавливании на педаль газа при разгоне – признак износа маслосъемных колпачков.
  • Несколько иначе ведёт себя мотор при износе или закоксовывании поршневых колец. В этом случае сизый дым проявляется при работе мотора под нагрузкой, при движении на подъём, при обгонах и резком наборе скорости. В зеркало заднего вида можно увидеть, как за автомобилем тянется дымный след.
  • Потеря мощности двигателем, трудный пуск и повышенный расход топлива-показатель износа поршневых колец. О проблемах с кольцами может указать и состояние свечей зажигания. Выкрутите свечи и внимательно их осмотрите. Если рабочая зона свечи имеет чёрный цвет, это верный признак износа поршневых колец.
Читать еще:  Сколько можно ездить на машине по договору купли продажи? что говорит закон

Еще можно также воспользоваться компрессометром. Проверку компрессии двигателя нужно проводить только на прогретом до рабочей температуры силовом агрегате. Для диагностики потребуется:

  1. Вывернуть свечи из головки блока цилиндров, затем поставить машину на ручной тормоз, а рычаг переключения передач перевести в нейтральное положение.
  2. С усилием вставить головку компрессометра в отверстие для установки свечи зажигания.
  3. На несколько секунд провернуть стартером коленчатый вал двигателя. Прибор покажет компрессию в этом цилиндре. При её низком значении рекомендуется произвести повторную проверку, но перед этим залить в цилиндр 20-30 грамм моторного масла. Увеличение показателя компрессии после заливки масла подтвердит предположение об износе поршневых колец.

Что в итоге

Как видно, проблема повышенного дымления двигателя может быть установлена путем проведения начальной диагностики. При этом нужно знать, как проверить маслосъемные кольца, не разбирая двигатель.

Выяснить же причину дымления, маслосъемные колпачки или кольца, можно с помощью вышеописанных способов своим руками в условиях гаража. Напоследок отметим, что за расходом масла и дымностью мотора всегда нужно следить, своевременно проверять уровень смазки.

Важно понимать, что наблюдение за симптомами и быстро установленная проблема позволит в дальнейшем уменьшить стоимость ремонта и избежать серьезных и быстро прогрессирующих поломок ДВС.

Почему залегают поршневые кольца. Основные признаки для самостоятельного оределения неисправности, диагностика. Раскоксовка поршневых колец своими руками.

Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.

Причины появления нагара в камере сгорания, что такое нагар. Как почистить поршни двигателя и камеру сгорания от нагара, очистка без разборки двигателя.

Когда необходимо производить замену поршневых колец. Как устанавливать кольца на поршень при замене своими руками. Ресурс, колец, притирка и обкатка.

Низкая комрессия в цилиднрах двигателя: главные причины. Как поднять компрессию в двигателе без ремонта мотора, доступные способы. Советы и рекомендации.

Нагарообразование и последствия закоксовки двигателя. Залегание поршневых колец, появление отложений и лака на деталях. Как самостоятельно удалить нагар.

Маслосъемные кольца и повышенный расход масла

Одними из наиболее важных и ответственных деталей автомобильного двигателя являются поршневые компрессионные и маслосъемные кольца. От их состояния в значительной степени зависят такие эксплуатационные показатели как разгонная динамика автомобиля, расход топлива и моторного масла, пусковые свойства двигателя, а также токсичность отработавших газов.

Многие автолюбители интересуются, как своевременно определить проблему с поршневыми кольцами и какие основные признаки неисправности этих деталей. Для того чтобы разобраться в этом вопросе необходимо четко понимать назначение компрессионных и маслосъемных колец двигателя, особенности их конструкции и условий работы.

Особенности конструкции и назначение поршневых колец двигателя.

Поршневые кольца автомобильного двигателя выполняют 3 основные задачи:

  1. Предотвращение прорыва газов из камеры сгорания в картер.
  2. Отведение теплоты от нагретого отработавшими газами поршня в стенки цилиндров.
  3. Обеспечение смазки деталей цилиндропоршневой группы и предотвращение (или хотя бы минимизация) попадания масла с картера в камеру сгорания и как следствие повышенного расхода масла.

В большинстве современных двигателей эти функции выполняют три поршневых кольца:

  1. верхнее компрессионное;
  2. среднее компрессионно-маслосъемное;
  3. нижнее маслосъемное кольцо.

Верхнее компрессионное кольцо отвечает за герметизацию камеры сгорания и испытывает очень большие нагрузки, так как воспринимает большую часть давления отработавших газов при сгорании. К тому же кольца работают в условиях повышенных температур, что сказывается на условиях их смазки и износа, что в итоге приводит к повышенному расходу масла. Для обеспечения противостояния большим температурным и силовым нагрузкам верхние кольца изготавливают из высокопрочного чугуна, легированного молибденом, никелем и хромом.

Среднее компрессионно-маслосъемное кольцо кроме функции уплотнения выполняет еще управление смазкой деталей и предотвращает повышенный расход масла. Во время хода поршня от верхней мертвой точки к нижней кольцо снимает масло со стенок цилиндра. Для обеспечения выполнения этой функции средние кольца имеют специальную форму, которая позволяет снимать масло со стенок при ходе поршня вниз и пропускать его при ходе вверх, что предотвращает попадание масла в камеру сгорания. Так как эти кольца менее нагружены чем компрессионные, то их, как правило, изготавливают из менее прочного материала — серого легированного чугуна с пластинчатым графитом.

Как можно догадаться из самого названия, главной задачей нижнего маслосъемного кольца является снятие масла с поверхности цилиндра и через отверстия или пазы в канавке поршня сбрасывание его в картер. Так как функции этого кольца отличаются от тех, что выполняют компрессионные кольца, то и его конструкция существенно отличается.

В настоящее время наибольшее распространение получили 2 типа маслосъемных колец:

  1. коробчатое с эспандерной пружиной;
  2. наборное, которое состоит из двух дисков и двухфункционального расширителя.

Основными требованиями к этим кольцам являются хорошая приработка к стенкам цилиндра и высокое давление на них, что обеспечивает эффективное снятие смазочного материала и предотвращение повышенного расхода масла. В зависимости от типа маслосъемные кольца изготавливают из серого легированного чугуна или из углеродистой стали. Для эффективной работы в паре с чугунной гильзой их поверхность хромируют.

Основные признаки износа поршневых колец

При износе верхних компрессионных колец, как правило, снижается компрессия в двигателе, что проявляется в ухудшении разгонной динамики автомобиля, а в случае если изношены кольца не у всех цилиндрах, то такой двигатель работает неравномерно. Для того чтобы определить в каком цилиндре изношены кольца необходимо замерить компрессию. В исправном бензиновом двигателе она должна составлять 11 – 13 бар, в дизеле – от 23 до 40 бар.

Когда изношены маслосъемные кольца

Износ или неисправность маслосъемных колец проявляется в повышенном расходе масла при нормальных условиях эксплуатации. Также признаком износа колец служит наличие черного дыма из системы выпуска и системы вентиляции картера (сапуна). Причиной этого является выгорание попавшего в камеру сгорания моторного масла.

Одним из возможных признаков, что может свидетельствовать о износе маслосъемных колец, служит загрязнение свечей маслом, но такое бывает и в случае если изношены масляные колпачки клапанов. Для точного определения причины неисправности потребуется разборка двигателя.

В большинстве случаев у современных двигателях внутреннего сгорания срок службы маслосъемных колец составляет 150-200 тысяч километров пробега, а в некоторых моторах даже от 300 до 500 тыс. Однако если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях или его владелец своевременно не меняет масло, то их замена будет необходима уже через 50 тыс. километров. В связи с этим, принимая решение о замене компрессионных и маслосъемных колец, не стоит ориентироваться только по пробегу автомобиля.

Что делать при износе колец?

Для того чтобы выбрать путь решения проблемы необходимо выяснить, по какой причине она возникла. Возникновение вышеуказанных симптомов может быть вызвано износом или поломкой компрессионных и маслосъемных колец или же в случае если они закоксовались и залегли.

В первом случае нужно будет обязательно разбирать двигатель, и устанавливать новые детали вместо поврежденных. При этом следует тщательно осмотреть все сопряженные детали, так как при поломке колец возможно возникновение задиров, что можно устранить только путем проведения капитального ремонта.

В случае если есть предположение, что поршневые и маслосъемные кольца залегли, то можно добавить в масло специальную присадку. Но такой способ применяется, как правило, в профилактических целях.

Связанные с поршневыми кольцами неисправности возникают в практике довольно часто. Поэтому для того чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий и, как результат, больших расходов на ремонт, необходимо вовремя распознавать первые их симптомы и принимать соответствующие меры.

Евгений Шуба, к.т.н., преподаватель кафедры двигателей и теплотехники Национального транспортного университета

Как правильно проверять маслосъемные кольца и что для этого нужно?

Раскоксовка маслосъемных колец

На сегодняшний день существует два основных способа раскоксовки элементов автомобильного мотора. Условно их называют «мягкой» и «жесткой» очисткой.«Мягкий» вариант предусматривает удаление нагара только из поршневых колец, так как чистящий состав (специальная промывка масляной системы) добавляется в моторное масло примерно за 100 км до его плановой замены. Надо отметить, что с этого момента и вплоть до самой замены, необходимо эксплуатировать двигатель в щадящем режиме, избегая его работы на высоких оборотах.

Суть использования подобных «промывок» заключается в аккуратном воздействии на нижние маслосъемные кольца, которые больше всего подвергаются «залеганию». Как правило, через 100-200 км после использования жидкости для раскоксовки необходимо в обязательном порядке сменить моторное масло, однако некоторые составы отлично взаимодействуют и с «новой» смазочной жидкостью, а ее замена проводиться в плановом порядке.

Явным недостатком «мягкого» типа является то, что специальные жидкости не могут полностью очистить от нагара саму камеру сгорания и клапаны двигателя, так как чаще всего подобные препараты представлены в виде традиционных промывочных жидкостей, дополненных чистящими компонентами для удаления нагара с поршневых колец. Такой вариант очистки лучше всего подходит для легкой профилактики при каждой замене моторного масла.

«Жесткая» раскоксовка («дедовский метод») – более распространенный вариант удаления нагара. Алгоритм выполнения действий этой методики следующий:

1. Мотор автомобиля прогревают до рабочей температуры (не ниже 70о), что необходимо для повышения эффективности процедуры очистки, так как таким образом создается некая «паровая баня», и нагар лучше «откисает»;

2. Систему зажигания отключают (к примеру, можно снять разъем с катушки зажигания или с датчика Холла). Это действие позволяет избежать возгорания паров состава и предупредить выход из строя элементов системы;

3. Далее, необходимо демонтировать свечи зажигания, а на дизельных двигателях – форсунки или свечи накаливания;

4. Поршни выставляются в положение, близкое к среднему, что осуществляется путем проворачивания коленвала за гайку крепления шкива или посредством ведущего колеса при включенной передаче. Определить положение поршня можно с помощью длинного щупа, воспользовавшись технологическим отверстием;

5. Теперь в каждый цилиндр двигателя заливают равное количество раскоксовочной жидкости (для выполнения задачи лучше всего запастись шприцом);

6. Если использование препарата предусматривает легкую очистку, то следует оставить состав внутри на час, но в случае с более серьезными загрязнениями, время выдержки увеличивается до 12 часов. Чтобы жидкость лучше просачивалась в нижнюю часть цилиндров, рекомендуется периодически перемещать поршни вверх-вниз;

7. Следующим шагом является удаление остатков жидкости шприцом и продувка цилиндров сжатым воздухом. Также необходимо полностью выжать педаль акселератора и несколько раз прокрутить вал двигателя стартером. Зачастую свечные отверстия закрывают тряпкой, которая ограждает подкапотное пространство от разлетающейся из них грязи;

8. Все демонтированные узлы и детали возвращаются на свои места, и, убедившись, что все установлено правильно, можно запускать мотор, дав ему поработать несколько минут на холостом ходу, пока он не достигнет рабочей температуры. Возможно, вы заметите, что из выхлопной трубы вырываются необычные клубы дыма, но если это явление не продолжительное, то беспокоиться не стоит – это сгорают остатки чистящего вещества и грязевых отложений.

Выполнив процедуру очистки, не забудьте, что спустя 100 км пробега необходимо будет заменить моторное масло. В наше время «жесткая» очистка используется не только автовладельцами-любителями, но и специалистами различных СТО, а причиной раскоксовки обычно становится повышенный расход масла на высоких оборотах, вплоть до того, что по прохождении нескольких тысяч километров его приходится доливать.

Некоторые опытные мотористы используют и другой рецепт восстановления маслосъемных колец. Для этого, в качестве промывочной жидкости используется смесь из керосина и ацетона, которая заливается в цилиндр сразу после демонтажа свечей зажигания. Залитое раскоксовывающее средство оставляют на 9 часов, а затем, установив свечи на места, эксплуатируют машину на максимальных оборотах в течение 10-15 километров пробега, после чего очень желательно выполнить замену фильтра и масла.

Как правильно проверять маслосъемные кольца

Если посмотреть на рабочие условия маслосъемных колец, то сразу становится понятно, как несладко приходится этим деталям. Зачастую стандартного комплекта хватает примерно на 150 000 км пробега, правда, некоторые автомобилисты утверждают, что их автомобили проездили и 500 км без всякой замены. Кто знает, возможно, это и так, ведь продолжительность жизни этих деталей зависит от эксплуатационных условий транспортного средства. Если же машина вынуждена работать чуть ли не на пределах своих возможностей, то понятно, что поломки двигателя следует ожидать намного раньше.

На «здоровье» маслосъемных колец существенно сказывается и несвоевременная замена масла, особенно, если используемая смазочная жидкость относится к категории «низкокачественных». Чаще всего применение такого масла проявляется в залегании колец. Также следует следить и за состоянием воздушного и топливного фильтров.

Определить необходимость замены маслосъемных колец можно по нескольким характерным признакам их износа. Во-первых, расход масла существенно увеличивается, а во-вторых, в начале движения или после кратковременных остановок (к примеру, в пробках или на светофорах) из выхлопной трубы могут появляться клубы сизого дыма.

Более того, к тревожным признакам износа стоит отнести испарения и протечки масла, а если «новая» жидкость еще и потемнела быстро, то избежать замены колец точно не получится. Не лишним будет проверить свечи зажигания: в нормальном состоянии они должны быть чистыми, а если это не так, то, скорее всего, придется посетить сервис или заняться ремонтом самостоятельно.

При обнаружении любого из названных признаков износа, необходимо сразу провести диагностику маслосъемных колец. Выполнение этой процедуры не займет много времени и не потребует каких-то особых знаний. Все, что от вас требуется, – отсоединить шланг вентиляционной системы, и если давление картерных газов окажется повышенным, значит, кольца уже не справляются со своими обязанностями.

Что нужно для проверки маслосъемных колец

В случае с маслосъемными кольцами, необходимый набор инструментария определяется способом диагностики этих элементов. Если вы проводите экспресс-диагностику, то есть проверяете маслосъемные кольца «здесь и сейчас», то для реализации задуманного вам не понадобится практически никаких специальных инструментов. Достаточно будет стандартного набора, включающего в себя отвертки, тиски, плоскогубцы и прочие элементы, имеющиеся в арсенале автомобилиста. Но если вы решили удостовериться в неисправности маслосъемных колец на практике, то дополнительно придется подготовить кусок прозрачной трубки и прозрачный фильтр (именно прозрачный, так как лишь с его помощью мы сможем увидеть, летит с двигателя грязь или нет).

Отсоединив трубку отсоса картерных газов, следует подсоединить в разрыв фильтр вместе с кусочком шланга. После недели активной езды вы заметите, как в баночке фильтра скапливается масло, и если с маслосъемными кольцами и правда не все в порядке, то она может доверху наполниться буквально за несколько дней.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Почему происходит залегание поршневых колец

Главная причина залегания поршневых колец – это образование большого количества нагара на элементах мотора. Можно выделить 4 основные причины, которые к этому приводят:

Эксплуатация непрогретого двигателя. Часто водители забывают важность процедуры прогрева мотора, и решают, что можно ею пренебречь, но это не так. Особенно опасны поездки на 5-10 километров на непрогретом двигателе;

  • Выход из строя маслосъемных колпачков;
  • Использование масла низкого качества, которое выгорает в двигателе;
  • Несвоевременная замена масла и масляного фильтра.
  • Чтобы избежать залегания поршневых колец, нужно максимально исключить образование нагара на элементах двигателя.

    Что делать при износе колец?

    Для того чтобы выбрать путь решения проблемы необходимо выяснить, по какой причине она возникла. Возникновение вышеуказанных симптомов может быть вызвано износом или поломкой компрессионных и маслосъемных колец или же в случае если они закоксовались и залегли.

    В первом случае нужно будет обязательно разбирать двигатель, и устанавливать новые детали вместо поврежденных. При этом следует тщательно осмотреть все сопряженные детали, так как при поломке колец возможно возникновение задиров, что можно устранить только путем проведения капитального ремонта.

    В случае если есть предположение, что поршневые и маслосъемные кольца залегли, то можно добавить в масло специальную присадку. Но такой способ применяется, как правило, в профилактических целях.

    Связанные с поршневыми кольцами неисправности возникают в практике довольно часто. Поэтому для того чтобы предотвратить возникновение серьезных последствий и, как результат, больших расходов на ремонт, необходимо вовремя распознавать первые их симптомы и принимать соответствующие меры.

    ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВКИ МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛЕЦ

    Хочу обратить ваше внимание на установку именно маслосъемных колец. С компрессионными не должно возникнуть проблем если соблюдать простые правила, устанавливать надписями вверх (надписи, точка) и пользоваться специальным инструментом.

    При установки маслосъемных могут возникнуть трудности при отсутствии надписей, или правильность установки замка расширителя. Разберемся в этом подробнее. Если надписи отсутствуют, то не имеет значения какой стороной вы поставите кольцо и какое из них будет сверху, а какое снизу (наборные).

    Часто ошибки возникают при установке поршня в цилиндр, даже если используется специальных хомут для стяжки колец на поршне. Особенность состоит в следующем. При сборке маслосъемного кольца стоит обратить внимание на замок расширителя и правильность его стыковки. Для наглядности смотрим изображение ниже.

    Во время сжатия колец на поршне замок расширителя маслосъемного кольца может соскочить с правильного положения и лечь в нахлест собираясь по спирали, таким образом пластины проваливаются через расширитель и это приведет к задиру стенок цилиндра, и канавок поршня. Чтобы этого избежать стягивающий хомут следует располагать таким образок как показано на изображении.

    Зачем нужны поршневые кольца

    Поршни являются ключевыми элементами в двигателях внутреннего сгорания. Чтобы они могли работать в нормальном режиме, чрезмерно не перегреваясь и не затираясь, их необходимо держать в смазанном состоянии. При этом масло не должно попадать в камеру сгорания, иначе возникнет нагар, который приведет к ухудшению работы двигателя.

    Поршневые кольца являются незамкнутыми. Они надеваются на поршень и бывают двух видов – компрессионные и маслосъемные. На современных поршнях чаще всего распределение колец идет следующим образом: 2 компрессионных и 1 маслосъемное.

    Задачей компрессионных колец является создание давления в камере сгорания. Между поршнями и цилиндрами имеется небольшой зазор, из-за которого нет возможности создать в камере сгорания нужное давление. Если бы не было колец, через зазор газы из камеры сгорания уходили бы в картер. Кольца выполняются незамкнутыми, чтобы они могли сжиматься и разжиматься в определенных заранее конструкторами пределах, поддерживая необходимое давление.

    При этом само наличие компрессионных колец не позволяет полностью избавиться от проблемы с проникновением отработавших газов в картер. Чтобы этого избежать, конструкторы используют ряд других ухищрений, как минимум, разрывы незамкнутых компрессионных колец располагают таким образом, чтобы они находились на 180 градусов относительно друг друга.

    Стоимость замены колец и колпачков

    Работа по замене поршневых колец стоит по-разному на автостанциях и составляет в среднем порядка от 8 000 — 10 000 рублей и более в зависимости от конструкции двигателя и сложности работы, а также марки автомобиля.

    По замене колпачков стоимость работы начинается в среднем от 3000 рублей.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector