Замена ступичного подшипника на ниве. последовательность действий

Замена ступичного подшипника на Ниве. Последовательность действий

Качественная работа и своевременная замена ступичного подшипника на Ниве как залог длительности эксплуатации машины. Каждый водитель желает чтобы его езда была тихой и спокойной. Но случается так (для отечественного автопрома не новинка), что тишину в салоне прерывают периодически сторонние шумы и гулы.

Как правило, чаще всего дают о себе знать подшипники или карданный вал у заднеприводных моделей. На первых порах ситуация не так критична и водитель смело может переносить неудобства, но со временем чаша переполняется и находиться в салоне просто невыносимо. И потом волей неволей становишься на ремонт и меняешь запчасти.

Принцип действия и диагностика

Замена ступичного подшипника на Ниве немного отличается от своих «сестер», это в связи с полным приводом, так как колеса должны иметь конструкцию для вращения от коробки передач. Желающим проводить ремонт необходимо сразу внимательно ознакомиться с требованиями инструкции по эксплуатации от завода-изготовителя, в противном случае потратите массу времени.

Качество дорог, манера вождения, оригинальность запчастей, это далеко не полный перечень, который прямо или косвенно влияет на срок службы подшипника ступицы. Конструктивно колесо автомобиля и вал оси соединены между собой ступицей.

По форме подшипники напоминают конусы, оттуда и название — конические.

Особенностью является то, что только у автомобиля Нива есть возможность регулировать зазор между подшипником и ступицей. Со временем любой механизм изнашивается, становится тоньше. Чтобы продлить срок эксплуатации, инженеры придумали вот такой способ регулировки.

Помните, слишком сильная затяжка приведет к заклиниванию колеса, слабая – разобьет. Зажимать необходимо динамометром с определенными показаниями.

Алгоритм замены

  • Заезжаем на смотровую яму, подъемник или эстакаду;
  • Снимаем соответствующее колесо левое или правое;
  • Отвинчивая две гайки снимаем тормозной суппорт и отводим его в сторону чтобы не мешал процессу;

Положив на ровную поверхность, начинаем проводить диагностику. Прежде всего сразу замените сальники, какими целостными бы они не выглядели, лучше заменить. Температура делает свое дело. Аккуратно подбивая деревянной наставкой извлекаем ступичные подшипники и моем их в керосине, для возможности диагностики в дальнейшем.

Случается так, что внешне изделия в норме, достаточно просто прочистить канавку, заменить смазку и все. Правда в последнее время такое случается крайне редко, и единственный выход — купить новую деталь.

Подготовив место для новой детали, используя старый подшипник в качестве обоймы запрессовываем новый. Запомните, менять необходимо только парами, по одному не прокатит. Некоторые автолюбители рекомендуют менять в комплексе и поворотные механизмы, но этого делать нельзя, так как теряется возможность установки развала колес. Потому что, несмотря на однотипность, все имеют разный угол наклона.

Иные самоучки советуют ставить нерегулируемые от автомобиля марки «Iveco», но потом необходимо использовать токарный станок для обточки, так как есть несоответствия.

  • Устанавливаем комплексно весь модуль в обратном порядке;
  • Параллельно диагностируем тормозные колодки, при необходимости делаем замену;
  • По завершению тестируем автомобиль на разных скоростных режимах и поворотами влево и вправо.

Если все хорошо, то замена ступичного подшипника на Ниве прошла удачно.

Снятие и установка подшипников ступицы Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Вывешиваем переднюю часть автомобиля ваз 2121 и снимаем колесо.
Отсоединяем суппорт с направляющей колодок (см. Разборка переднего тормозного механизма нива 2131)…

…и подвязываем их проволокой к верхнему рычагу.

Отворачиваем регулировочную гайку подшипников ступицы (см. Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы).

Вынимаем конусную втулку.

Зубилом разгибаем край стопорной пластины гайки переднего крепления рычага к поворотному кулаку.

Аналогично расконтриваем гайку заднего крепления.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку заднего крепления рычага к поворотному кулаку.

Аналогично отворачиваем гайку переднего крепления.

Снимаем стопорную пластину.

Сняв рычаг с болтов, отводим его от поворотного кулака.

Отсоединяем тормозные шланги от поворотного кулака (см. Снятие переднего тормозного шланга).
Отсоединяем крепление верхней и нижней шаровых опор от рычагов нива 2121 (см. Снятие верхней шаровой опоры, и Снятие нижней шаровой опоры ваз 2121).

Со шлицев корпуса наружного шарнира привода переднего колеса снимаем поворотный кулак в сборе с шаровыми опорами, ступичным узлом и тормозным диском.

Разъединяем поворотный кулак и ступицу с тормозным диском.

При затруднении в разъединении деталей зажимаем поворотный кулак в тиски…

…и выколоткой из мягкого металла выбиваем ступицу.

Теперь можно вынуть болты крепления рычага нива 2131 к поворотному кулаку.

Для разъединения ступицы ваз 2121 и тормозного диска наворачиваем гайку на шпильку…

…и выбиваем шпильку.

Отвернув гайку, вынимаем шпильку.

Аналогично демонтируем другие шпильки.

Разъединяем ступицу и тормозной диск.

Зубилом сбиваем грязезащитное кольцо.

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления защитного кожуха…

…и снимаем кожух.

Для демонтажа сальников и подшипников ступицы зажимаем поворотный кулак в тиски.

Поддеваем отверткой сальник…

…и вынимаем его.

Извлекаем кольцо.

Вынимаем внутреннее кольцо наружного подшипника ваз 2131 с сепаратором и роликами.

Аналогично вынимаем сальник, кольцо и внутреннее кольцо другого (внутреннего) подшипника с сепаратором и роликами.

Бородком выбиваем наружное кольцо наружного подшипника…

…и вынимаем его.

Аналогично выбиваем наружное кольцо внутреннего подшипника.
Сборку производим в обратной последовательности.
Перед установкой подшипников очищаем внутреннюю полость поворотного кулака от старой смазки.
Подходящим отрезком трубы запрессовываем…

…наружные кольца подшипников.

Закладываем в полость поворотного кулака и в сепараторы подшипников 40 г смазки Литол-24.

Подходящим отрезком трубы запрессовываем сальники.

Установив грязезащитное кольцо,…

…зубилом вдавливаем в нескольких местах металл кольца в проточку поворотного кулака ваз 2131.

Соединив тормозной диск нива 2131 со ступицей,…

…выколоткой из мягкого металла запрессовываем шпильки.

Головки шпилек фрезерованной поверхностью должны быть обращены к цилиндрической поверхности тормозного диска.

Чтобы болты крепления рычага к поворотному кулаку при его установке на автомобиль не выпали,…

…наворачиваем на них гайки.

Вставив хвостовик наружного шарнира привода в шлицы ступицы нива 2121.

…монтируем поворотный кулак.

По окончании сборки регулируем зазор в подшипниках ваз 2131 (см. Проверка и регулировка зазора в подшипниках ступицы).

Замена ступичного подшипника на Ниве. Последовательность действий »

Замена ступичного подшипника на Ниве. Последовательность действий

Как правило, чаще всего дают о себе знать подшипники или карданный вал у заднеприводных моделей. На первых порах ситуация не так критична и водитель смело может переносить неудобства, но со временем чаша переполняется и находиться в салоне просто невыносимо. И потом волей неволей становишься на ремонт и меняешь запчасти.

Замена ступичного подшипника на Ниве немного отличается от своих «сестер», это в связи с полным приводом, так как колеса должны иметь конструкцию для вращения от коробки передач. Желающим проводить ремонт необходимо сразу внимательно ознакомиться с требованиями инструкции по эксплуатации от завода-изготовителя, в противном случае потратите массу времени.

Качество дорог, манера вождения, оригинальность запчастей, это далеко не полный перечень, который прямо или косвенно влияет на срок службы подшипника ступицы. Конструктивно колесо автомобиля и вал оси соединены между собой ступицей.

По форме подшипники напоминают конусы, оттуда и название — конические.

Особенностью является то, что только у автомобиля Нива есть возможность регулировать зазор между подшипником и ступицей. Со временем любой механизм изнашивается, становится тоньше. Чтобы продлить срок эксплуатации, инженеры придумали вот такой способ регулировки.

Помните, слишком сильная затяжка приведет к заклиниванию колеса, слабая – разобьет. Зажимать необходимо динамометром с определенными показаниями.

    Заезжаем на смотровую яму, подъемник или эстакаду;

Снимаем соответствующее колесо левое или правое;

Отвинчивая две гайки снимаем тормозной суппорт и отводим его в сторону чтобы не мешал процессу;

Используя зубило разгибаем стопорную шайбу;

С помощью накидка или отвинчиваем гайку ступицы;

Аналогично проводим действия с задней стопорной гайкой;

Сняв поворотный механизм с крепежных болтов, отводим в сторону для удобства;

После чего отсоединяем тормозные шланги;

Накидным ключом отвинчиваем нижнее и верхнее крепление шаровой опоры;

  • Изымаем ступицу как целостный модуль.
  • Замена переднего подшипника ступицы ВАЗ Нива

    Разрушение подшипника в передней ступице у автомобилей ВАЗ считается хронической болезнью. Особо это выражено в моделях Нива из-за эксплуатации в тяжелых условиях. Самостоятельный ремонт вполне доступен автовладельцам. И делать это нужно незамедлительно, иначе поездка чревата ДТП с переворачиванием.

    Признаки повреждения подшипника

    Первичным маркером появления проблемы – характерный звук, который тяжело отличить от звука езды по асфальту. Поэтому нужно внимательно проверять состояние колеса на характерные признаки:

    • нагрев колеса от центра без запаха разогретых тормозных колодок;
    • сильные вибрации в рулевой колонке и кузове от передних колес;
    • увод авто в сторону на больших скоростях от прямого курса;
    • тяжелый контроль руля на бездорожье;
    • хорошо слышный хруст при проворачивании колеса (слышен даже при выключенном двигателе, если автомобиль прокатить вручную).

    Даже один из этих признаков – причина к замене подшипника передней ступицы Нивы 21214. Полное разрушение элемента на скорости очень часто провоцирует переворачивание авто. Это происходит из-за короткой базы моделей 21213, 21214 и особенностей подвески.

    Без специального стенда диагностировать проблему вполне реально. Вывешенное на домкрате колесо нужно взять с двух сторон и покачать. Сломанная деталь даст значительный люфт. Также будут слышны звуки перекатывания и треск. Это однозначная причина замены ступичного подшипника в Ниве 21214 и 21213.

    Самостоятельная замена поврежденного элемента

    Ремонт ступицы своими руками потребует смотровой ямы или подъемника. Нужно вывесить переднюю часть машины, чтобы организовать полный доступ к узлам. Дальнейший демонтаж после снятия колеса происходит исключительно в строгой последовательности. Схема ремонта демонтажа передней ступицы Нивы 2121:

    1. Снять направляющую колодку и суппорт. Зафиксировать чем-либо под днищем авто, чтобы полностью не демонтировать тормоз.
    2. Снять гайку ступичного подшипника и вынуть конусную втулку.
    3. С помощью зубила отогнуть стопор гайки фиксации рычага переднего кулака.
    4. Повторить процедуру на заднем крепеже.
    5. Снять обе гайки и пластину стопора (понадобится ключ на 19).
    6. Отклонить рычаг в сторону от кулака и отсоединить тормозные шланги.
    7. Снять крепления и весь кулак.
    8. Разъединить ступичное основание (диском тормоза) от кулака.
    9. Вытащить сальник с помощью отвертки.
    10. Достать нижнее кольцо, внутренний сектор внешнего подшипника и сепаратор
    11. Повторить процедуру со вторым подшипником.
    12. Внешнее кольцо второго элемента извлекается аналогично.

    Далее извлекается разрушенный элемент, полностью убирается отработанная смазка. Полость под новую деталь обрабатывается новым составом и производится сборка в обратной последовательности. Для запрессовки деталей стоит подобрать подходящий по диаметру отрез трубы.

    Полезное видео


    После сборки тщательно следует отрегулировать зазоры в подшипниках. Специалисты рекомендуют по возможности заменить на двурядную модификацию. Придется растачивать ступицу для установки, но срок службы узла увеличивается в разы. Ремонт передней ступицы Нивы 2121 достаточно прост, если следовать схеме.

    Как определить, что пора менять ступичные подшипники на Ниве Шевроле и как провести замену самостоятельно?

    Ступичные подшипники Нива Шевроле подвергаются большой нагрузке во время эксплуатации. Поэтому необходимо следить за их состоянием и вовремя менять детали. Иначе растет риск столкновения из-за заклинившего подшипника.

    Признаки неисправности

    Износ подшипника проявляется в виде следующих симптомов:

    • Вибрация передних колес, которая может отдаваться в рулевое колесо или ощущаться в салоне.
    • Стук или потрескивания в передней части машины при движении;
    • Нагрев передних колес в районе оси.

    При таких проявлениях нужно проверить состояние подшипников ступиц. Для этого следует поддомкратить автомобиль и покачать колесо в разные стороны. Люфт и стук в районе подшипника свидетельствует о необходимости замены и регулировки. Неисправность может проявляться и в виде шума при вращении колеса.

    Отдельно стоит упомянуть две проблемы, которые возникают во время эксплуатации Нивы Шевроле:

    1. Греются ступицы. Важно понимать, что при торможении кинетическая энергия машины преобразуется в тепловую. В результате диски тормозов и ступицы, на которых они закреплены, сильно нагреваются. Нагрев детали во время движения, а не при торможении, говорит об износе данного подшипника или о его неправильной регулировке.

    Второй вариант характерен для регулируемых ступиц. Регулировочная гайка должна затягиваться с усилием 2 кгc*м. Если закрутить ее сильнее, конические подшипники будут слишком сильно зажаты.

    Их вращение будет затруднено. Длительная эксплуатация машины в таком состоянии ведет к поломке подшипников и заклиниванию колеса.

    2. Регулировочная гайка откручивается на ходу. Иногда такое случается буквально через 20-50 километров пробега. Явление наблюдается в трех случаях: мастер забыл закернить гайку, возникла несоосность между обоймами подшипников или в сопряжении ШРУСа со ступицей появился люфт.

    Как поменять подшипник ступицы на Ниве Шевроле своими руками?

    Для ремонта потребуются:

    • Мощный торцевой ключ на 30.
    • Съемник для пальца рулевой тяги.
    • Оправка для выпрессовки подшипника либо отрезок трубы подходящего диаметра.
    • Набор накидных ключей или головок с трещоткой.
    • Баллонный ключ.
    • Молоток.
    • Круглогубцы.
    • Домкрат.
    • Противооткатные упоры.
    • Тиски.
    • Монтировка.
    • Динамометрический ключ.
    • Доски или деревянный брусок.

    Процесс замены делится на пять этапов:

    1. Отсоединение узла в сборе (тормозного диска, ступицы и поворотного кулака) от стойки ШРУСа.
    2. Выпрессовка старых подшипников.
    3. Установка новых деталей.
    4. Сборка узла и установка его на место.
    5. Затяжка регулировочной гайки.

    Работы выполняются на ровной площадке. Наличие смотровой ямы не обязательно.

    Чтобы поменять подшипники, необходимо выполнить следующие действия:

    • Установить автомобиль на площадке и подставить противооткатные упоры под задние колеса.
    • Поддомкратить колесо.
    • Открутить болты крепления колесного диска.
    • Соорудить под лонжероном импровизированную опору из колеса с уложенными на него досками или бруском и опустить домкрат так, чтобы машина легла на нее.
    • Поддомкратить нижний рычаг, сжимая пружину подвески.
    • Повернуть руль вправо или влево (в зависимости от стороны, с которой выполняется замена ).
    • Открутить и снять скобу, суппорт и тормозные колодки.
    • Подвесить суппорт так, чтобы он не нагружал своим весом тормозной шланг.
    • Выкрутить руль в противоположную сторону.
    • Снять датчик ABS.
    • Расшплинтовать и открутить гайку рулевой тяги.
    • Снять палец с помощью съемника.

    Внимание! Без съемника для снятия пальца тяги можно отсоединить ее другим способом. Для этого придется демонтировать сошку рулевого механизма от поворотного кулака.

    • Открутить гайку ступицы.
    • Демонтировать болты крепления шаровых опор.
    • Аккуратно снять ступицу вместе с поворотным кулаком, шаровыми опорами и тормозным диском.
    • Демонтировать защитный экран суппорта.
    • Снять тормозной диск.
    • Открутить рулевую сошку.
    • Зажать в тисках поворотный кулак.
    • Удалить сальники монтировкой или мощной отверткой.
    • Подставив оправку, выбить внешние обоймы подшипников.
    • Протереть и очистить посадочное место.
    • Разобрать новые подшипники.
    • Запрессовать внешние обоймы в ступицу, используя для этого оправку или старые детали.

    Важно: обоймы устанавливаются широким краем внутрь. Облегчить запрессовку можно, предварительно нагрев ступицу.

    • Заложить смазку, заполнив ⅔ пространства обойме.
    • Установить кольцо и внутреннюю обойму подшипника.
    • Аккуратно запрессовать новый сальник.
    • Повторить операцию монтажа для подшипника со второй стороны ступицы.
    • Поставить узел на шлицы ШРУСа.
    • Наживить ступичную гайку.
    • Прикрутить шаровые и рулевую сошку.
    • Установить защитный кожух и скобу суппорта.
    • Закрутить болты крепления защитного экрана и застопорить.
    • Поставить суппорт с тормозными колодками на место.
    • Поддомкратить машину.
    • Поставить и закрепить колесо.
    • Затянуть гайку ступицы, постукивая по колесу в направлении 6 и 12 часов.

    Подробное видео о замене ступичных подшипников

    Регулировка ступичного подшипника Шнивы

    Для работы понадобится индикатор и динамометрический ключ.

    Для подготовки к регулировке ступичного подшипника необходимо проделать следующие операции:

    • Закрепить индикатор, уперев его ножку в ступице возле регулировочной гайки.
    • Надеть на шпильки накидные ключи и закрепить их гайками.
    • Провернуть ступицу и переместить ее в осевом направлении. (В качестве ручек используются прикрученные накидные ключи).
    • Замерить величину осевого перемещения (зазора) ступицы, ориентируясь по показаниям индикатора.
    • Если ход превышает 0,15 мм, отрегулировать люфт.

    Регулировка выполняется следующим образом:

    • Расправить поясок гайки.
    • Открутить ее накидным ключом.
    • Установить новую гайку и затянуть с усилием 2 кгс*м.

    Важно: во время затяжки необходимо проворачивать ступицу в разные стороны.

    • Отпустить гайку и снова затянуть с моментом 0,7 кгс*м.
    • Ослабить затяжку, провернув ключ на 20-25 градусов против часовой стрелки.
    • Проверить люфт ступицы.
    • Убедиться, что показатели индикатора соответствуют норме (0,02-0,08 мм).
    • Застопорить гайку, вдавив ее край в потай внешнего ШРУСа.

    Можно отрегулировать люфт ступицы без применения динамометрического ключа. Для этого необходимо:

    • Потуже затянуть гайку.
    • Провернуть колесо на несколько оборотов.
    • Проверить люфт.
    • При необходимости немного ослабить или подтянуть гайку.
    • Продолжать, пока свободный ход ступицы не будет в пределах 0,02-0,08 мм.
    • Застопорить поясок гайки.

    Видеоинструкция по регулировке ступичного подшипника

    На Шеви Ниву можно установить нерегулируемые подшипники ИВЕКО. Для этого нужно купить соответствующие ступицы или переделать старые. Для переделки понадобится координатно-расточной станок. Кроме расточки посадочного отверстия придется изготовить дистанционные кольца. Чертежи деталей приведены по ссылке.

    Внимание! Переделка имеет смысл только при наличии токарных навыков и свободного доступа к станку. В противном случае проще и дешевле купить готовые ступицы под нерегулируемые подшипники.

    Конструкция крепления задних колес Нивы Шевроле сильно отличается. Однако там тоже используются подшипники, которые нуждаются в периодической замене. Меняют их либо в сборе с полуосями, либо отдельно. Второй вариант значительно дешевле, но требует хороших слесарных навыков и наличия горелки для нагрева металла.

    Для работы понадобится:

    • Домкрат, баллонный ключ, зубило, молоток.
    • Стандартный комплект отверток и ключей.
    • Съемник полуоси.
    • Газовая (бензиновая) горелка или муфельная печь.
    • Ремкомплект, включающий подшипник, сальник и стопортное кольцо.
    • Труба диаметром 40-45 мм, длина которой превышает размер полуоси.

    Замена подшипников выполняется следующим образом:

    • Установить машину на ровную площадку.
    • Поставить противооткатные башмаки или кирпичи под передние колеса.
    • Поддомкратить машину.
    • Снять колесо.
    • Подставить упор под задний мост.
    • Открутить крепление тормозного барабана.
    • Демонтировать деталь.
    • Открутить гайки, удерживающие подшипник.
    • Нагрузить задний мост, опустив его на подставку.
    • Выдернуть полуось при помощи съемника.
    • Подвесить тормозной механизм на проволоку.
    • Сбить стопорное кольцо, используя зубило, молоток и болгарку.
    • Расколоть обоймы подшипника ударами зубила.
    • Удалить ржавчину и грязь с посадочной поверхности.
    • Поставить новый подшипник на место.
    • Разогреть стопорное кольцо до 200-250 градусов (темно-красный цвет) и забить трубой на посадочное место
    • Заменить сальник.

    Сборка выполняется в последовательности, обратной разборке. Подшипник не нуждается в регулировке.

    Наглядный процесс замены подшипника полуоси Нивы Шевроле

    Читать еще:  Почему не работает подогрев сидений на ваз 2114 и 2115? тепло и комфорт
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector