Какой расход масла считается нормальным? цифры, факты и мнение механиков

Какой расход масла считается нормальным? Цифры, факты и мнение автомехаников.

Каждому автовладельцу принципиально важно знать, какой расход масла считается нормальным – увеличение этого показателя может стать первым звоночком, что с вашей машиной не все ладно. Да и оказаться без запаса при катастрофически низком уровне может грозить неприятными последствиями.

Какой расход масла считается нормальным, зависит от нескольких факторов:
♦ состояние движка: его возраст, регулярность ТО, условия, в которых он использовался;
♦ состояние фильтра. При забитом фильтре расход возрастает;
♦ тип двигателя (бензиновый или дизельный);
♦ качество самого масла – в первую очередь, его вязкость;
♦ мощность движка. Чем больше лошадиных, тем быстрее выгорание;
♦ уровень залива. Если перелить масло в двигатель, увеличивается расход.

Надо сказать, что расход масла определяется вовсе не по пробегу. Одно и то же расстояние, пройденное в городских условиях (пробки, светофоры) и на чистой трассе даст на выходе разный объем потребленного масла. Поэтому расчет ведется по израсходованному топливу – сколько потратилось масла на 100 литров бензина.

Бензиновый двигатель
Если машина новая и двигатель не имеет заводских дефектов, нормальным считаются затраты не выше 2,5 мл на сотню литров бензина. Однако это не касается периода обкатки, в том числе и после смены колец на поршнях. Пока все притрется, масла может улетать гораздо больше на тот же объем топлива. Со временем расход возвращается к норме.

Пользованный, но в хорошем состоянии, движок требует большего объема масла – до 100 граммов. Когда же авто уже на грани критического состояния, масла нужно уже 400-600 мл. Критичным количеством считается расход в 800 г, но доводить ситуацию до абсурда не стоит – рискуете, что двигатель стуканет в любой момент. Если «конь» не совсем уж древний, тащите его на СТО уже при показателе в 300.

Турбонаддув: Как уже было сказано, больше мощность – больше затрат. Даже новый турбированный двигатель расходует на сто литров бензина целых 80 граммов масла. Если же движок прошел сотню тысяч, да в нелегких условиях и с дополнительной нагрузкой, то расход увеличивается порой до двух литров. А уж если турбина не вполне исправна, масло как в трубу утекает. Так что при расходе, приближающемся к двум литрам – бегом на СТО.

Дизель: У движков, работающих на дизельном топливе, ситуация аналогична турбинным двигателям. В хорошем, «живом» состоянии тратится минимум 300 г — и до полулитра. Критическим показателем, настойчиво приглашающим вас к ремонту, считаются все те же два литра.

Конечно, никто не вымеряет объем залитого масла с точностью до миллилитра. Однако если вы заливаете его еженедельно, не являясь при этом дальнобойщиком – налицо явный перерасход.

Причины перерасхода
Обратив внимание на рост трат масла, не стоит сразу подозревать самые плохие варианты. Есть повседневные, бытовые факторы, которые могут его обусловить.

Среди них:
Чаще всего встречается упомянутый выше перелив. Наполнение выше максимально дозволенной отметки приводит к продавливанию масла на стенки цилиндров и выбросу в вентиляцию;
♦ Экономия на масле. Вы рискнули пойти против рекомендаций производителя – и ошиблись. Масло оказалось маловязким и просто испаряется. Стоит вернуться к проверенным маркам: чересчур летучие масла способствуют ускоренному износу движка, а капремонт – это, знаете ли…;
♦ Повышенные нагрузки. Сюда можно отнести и рисковую, на грани экстрима езду с резкими поворотами и торможениями, и таскание за собой груженого прицепа, и путешествие по бездорожью – а особенно езду в горах. Эти причины преходящие; главное после окончания нагрузок пройти на всякий случай техосмотр – подкрутить разболтавшееся;
♦ Переезд в более теплые края. Если вы жили гораздо севернее, движок там не нагревался хотя бы от природных факторов – и расход был меньше. На юге траты масла увеличиваются еще из-за особенностей окружающей среды. Похожий перерасход может быть и в привычных вам краях, если лето выдалось жарковатым по сравнению со среднестатистическим.

Потери масла могут быть и чисто физическими. Чаще всего они связаны с течью масляного фильтра. И не обязательно он полетел – вы могли просто его не докрутить. Признаком капризов фильтра будет масляная лужа под машиной. Закрутить фильтр, переставить авто и понаблюдать. Лужа появится снова – меняйте фильтр.

Также стоит проверить крышку цилиндрического блока. В ее креплении участвуют болты – от шести до двенадцати штук – снабженные прокладками. Либо сорвалась резьба болта, либо износились прокладки. Проверить – дело нескольких минут. Если проблема в крышке цилиндров, устраняется она очень быстро.

Однако если все эти причины отсутствуют в вашей жизни, значит, ненормированный расход масла вызван неполадками в самом двигателе.

Прикинув возраст своего авто, честно оценив его состояние, учтя тип стоящего на нем движка, вы можете прикинуть, какой расход масла считается нормальным для вашей машины. И бдеть во избежание затратных восстановительных работ. Не стоит забывать также и о том, что периодически масло необходимо заменять (обычно – на каждые 8000 – 10000 километров пробега вашего авто, а при «жесткой» эксплуатации, даже чаще). Также, для уменьшения расхода масла в «пожилых» движках можно использовать различные присадки, снижающие потери.

Какой расход масла считается нормальным? Цифры, факты и мнение механиков

Каждому автовладельцу принципиально важно знать, какой расход масла считается нормальным – увеличение этого показателя может стать первым звоночком, что с вашей машиной не все ладно. Да и оказаться без запаса при катастрофически низком уровне может грозить неприятными последствиями.

Какой расход масла считается нормальным, зависит от нескольких факторов:

    состояние движка: его возраст, регулярность ТО, условия, в которых он использовался;

  • мощность движка. Чем больше лошадиных, тем быстрее выгорание;
  • уровень залива. Если перелить масло в двигатель, увеличивается расход.
  • Надо сказать, что расход масла определяется вовсе не по пробегу. Одно и то же расстояние, пройденное в городских условиях (пробки, светофоры) и на чистой трассе даст на выходе разный объем потребленного масла. Поэтому расчет ведется по израсходованному топливу – сколько потратилось масла на 100 литров бензина.

    Бензиновый двигатель

    Если машина новая и двигатель не имеет заводских дефектов, нормальным считаются затраты не выше 2,5 мл на сотню литров бензина. Однако это не касается периода обкатки, в том числе и после смены колец на поршнях. Пока все притрется, масла может улетать гораздо больше на тот же объем топлива. Со временем расход возвращается к норме.

    Пользованный, но в хорошем состоянии, движок требует большего объема масла – до 100 граммов. Когда же авто уже на грани критического состояния, масла нужно уже 400-600 мл. Граничным количеством считается расход в 800 г, но доводить ситуацию до абсурда не стоит – рискуете, что двигатель стуканет в любой момент. Если «конь» не совсем уж древний, тащите его на СТО уже при показателе в 300.

    Турбонаддув: Как уже было сказано, больше мощность – больше затрат. Даже новый турбированный двигатель расходует на сто литров бензина целых 80 граммов масла. Если же движок прошел сотню тысяч, да в нелегких условиях и с дополнительной нагрузкой, то расход увеличивается порой до двух литров. А уж если турбина не вполне исправна, масло как в трубу утекает. Так что при расходе, приближающемся к двум литрам – бегом на СТО.

    Дизель: У движков, работающих на дизельном топливе, ситуация аналогична турбинным двигателям. В хорошем, «живом» состоянии тратится минимум 300 г — и до полулитра. Критическим показателем, настойчиво приглашающим вас к ремонту, считаются все те же два литра.

    Конечно, никто не вымеряет объем залитого масла с точностью до миллилитра. Однако если вы заливаете его еженедельно, не являясь при этом дальнобойщиком – налицо явный перерасход.

    Причины перерасхода

    Обратив внимание на рост трат масла, не стоит сразу подозревать самые плохие варианты. Есть повседневные, бытовые факторы, которые могут его обусловить.

    Читать еще:  Чистка дроссельной заслонки на Приоре - 16 и 8 клапанов, электронный е-Газ и обычная система

    Среди них:

    • Чаще всего встречается упомянутый выше перелив. Наполнение выше максимально дозволенной отметки приводит к продавливанию масла на стенки цилиндров и выбросу в вентиляцию;
    • Экономия на масле. Вы рискнули пойти против рекомендаций производителя – и ошиблись. Масло оказалось маловязким и просто испаряется. Стоит вернуться к проверенным маркам: чересчур летучие масла способствуют ускоренному износу движка, а капремонт – это, знаете ли…;
    • Повышенные нагрузки. Сюда можно отнести и рисковую, на грани экстрима езду с резкими поворотами и торможениями, и таскание за собой груженого прицепа, и путешествие по бездорожью – а особенно езду в горах. Эти причины преходящие; главное после окончания нагрузок пройти на всякий случай техосмотр – подкрутить разболтавшееся;
    • Переезд в более теплые края. Если вы жили гораздо севернее, движок там не нагревался хотя бы от природных факторов – и расход был меньше. На юге траты масла увеличиваются еще из-за особенностей окружающей среды. Похожий перерасход может быть и в привычных вам краях, если лето выдалось жарковатым по сравнению со среднестатистическим.

    Потери масла могут быть и чисто физическими. Чаще всего они связаны с течью масляного фильтра. И не обязательно он полетел – вы могли просто его не докрутить. Признаком капризов фильтра будет масляная лужа под машиной. Закрутить фильтр, переставить авто и понаблюдать. Лужа появится снова – меняйте фильтр.

    Однако если все эти причины отсутствуют в вашей жизни, значит, ненормированный расход масла вызван неполадками в самом двигателе.

    Прикинув возраст своего авто, честно оценив его состояние, учтя тип стоящего на нем движка, вы можете прикинуть, какой расход масла считается нормальным для вашей машины. И бдеть во избежание затратных восстановительных работ. Не стоит забывать также и о том, что периодически масло необходимо заменять (обычно – на каждые 8000 – 10000 километров пробега вашего авто, а при «жесткой» эксплуатации, даже чаще). Также, для уменьшения расхода масла в «пожилых» движках можно использовать различные присадки, снижающие потери.

    Какой расход масла в двигателе должен быть по норме

    Проблема расхода моторного масла волнует многих автолюбителей. Как известно, расход смазки является одним из важных показателей общего состояния двигателя. От одних автовладельцев можно услышать, что двигатель не берет масло, то есть уровень остается одинаковым или сохраняется в допустимых пределах от замены до замены.

    Данное явление принято называть расходом масла на угар. Однако превышение нормы долива масла в двигатель вполне может указывать на возникновение проблем с ДВС, несоответствие смазочного материала допускам и рекомендациям производителя мотора и т.п.

    В этой статье мы рассмотрим, какой «масляный аппетит» различных силовых агрегатов можно считать допустимым, а также какие факторы и особенности влияют на потребление смазки в ДВС.

    Читайте в этой статье

    Расход моторного масла в двигателе по норме

    Итак, начнем с того, что все двигатели в большей или меньшей степени расходуют моторное масло. Это происходит с учетом особенностей конструкции ДВС, а именно по причине острой необходимости смазывать узлы и детали ЦПГ. Другими словами, основные потери смазочного материала происходят в результате того, что нужно подавать смазку на стенки цилиндров.

    Данная область в двигателе является теплонагруженным участком. По этой причине происходит частичное выпаривание и сгорание смазки. Также часть масла не снимается со стенок цилиндров поршневыми кольцами, в результате чего оставшийся смазочный материал горит вместе с топливом в камере сгорания.

    Получается, расход смазки можно считать допустимым, если он не превышает отметки около 3 литров. на 10 тыс. пройденных километров. При этом также важно понимать, что показатель расхода будет сильно зависеть от типа двигателя, степени его форсирования и т.д.

    Например, для многих бензиновых атмосферных ДВС нормой является отметка около 0.1 %. На бензиновых турбомоторах показатель расхода заметно выше. Что касается дизельного двигателя, заявленный расход смазки по норме будет больше любого бензинового аналога и составляет, в среднем, от 0.8 до 3 %. Указанные 3 % расходуют форсированные турбодизели с двумя турбинами и т.п.

    При этом производители также отмечают, что расход напрямую зависит как от технического состояния ДВС, так и от особенностей эксплуатации конкретного ТС (нагрузки на агрегат, скорость и т.д.)

    От чего зависит расход масла в двигателе и как его уменьшить

    Как уже было сказано выше, масло расходуется в любом двигателе, так как масляная пленка на деталях для защиты от сухого трения сгорает в камере вместе с топливным зарядом. Если добавить к этому естественный износ ДВС в процессе эксплуатации, тогда потребление смазки дополнительно увеличивается.

    Дело в том, что на многих СТО мастера предпочитают не диагностировать отдельную причину повышенного расхода масла, а сразу предлагают владельцу сделать капремонт. При этом важно учитывать, что не всегда в таком дорогом ремонте есть необходимость.

    • Прежде всего, расход смазки может быть увеличен по причине того, что масло вытекает из мотора. В этом случае достаточно заменить прокладки и сальники. Как правило, необходимо обратить внимание на прокладку клапанной крышки, прокладку головки блока цилиндров, передний и задний сальник коленчатого вала, сальники распредвала, сальники клапанов и т.д.

    В различных ситуациях смазка может течь по внешней поверхности (вытекать наружу), а также проникать в другие системы. Например, если масло течет между коробкой и двигателем, виноват сальник коленвала, а под машиной может образоваться лужа.

    Если же проблемной окажется прокладка ГБЦ, снаружи потеков может и не быть, двигатель будет сухой. При этом смазка будет попадать в охлаждающую жидкость, ОЖ помутнеет, масло в двигателе также начнет пениться, под крышкой маслозаливной горловины и на щупе появится эмульсия.

    • Если масло активно расходуется в моторе на угар, из выхлопной трубы будет идти сизый маслянистый дым. В этом случае, особенно по сравнению с течью, установить причину без разборки двигателя намного сложнее.

    Однако и в такой ситуации с угаром можно попробовать бороться, прежде чем соглашаться на ремонт. Прежде всего, расход смазки зависит от режима эксплуатации мотора. Другими словами, езда на высоких оборотах приводит к повышению температуры и нагрузок, масло разжижается, хуже снимается кольцами со стенок цилиндров, угорает и т.д.

    • Также важно понимать, что смазочный материал может не подходить двигателю по определенным параметрам. Это значит, что нужно знать, какое масло выбрать для двигателя и какие особенности нужно учитывать.

    С учетом вышесказанного становится понятно, что нужно использовать наиболее подходящее масло как по допускам, так и по индексу высокотемпературной вязкости. Например, из списка рекомендуемых смазок в мануале нужно выбрать продукт с более высокой вязкостью по сравнению с тем, что залито в данный момент.

    Также можно перейти с синтетики на полусинтетику, что также в ряде случаев позволяет уменьшить расход смазки. Главное, чтобы такая полусинтетика допускалась к использованию в конкретном ДВС и соответствовала рекомендациям завода-изготовителя мотора.

    • Маслосъемные колпачки (сальники клапанов, маслоотражающие колпачки) также являются элементом, проблемы с которым повышают масляный аппетит агрегата.
      При этом на многих ДВС замену колпачков можно выполнить без снятия ГБЦ, стоимость запчасти весьма незначительна. Расход смазки после замены в ряде случаев значительно уменьшается.

    Основной причиной выхода из строя сальников клапанов является их пересыхание и затвердевание, так как элементы выполнены из резины. Также на сальники может оказывать влияние и неподходящее для мотора масло, агрессивно воздействующее на резину.

    • Износ поршневых колец часто по симптомам аналогичен их залеганию. Если в первом случае кольца нужно менять, то есть потребуется разборка и ремонт ДВС, то во втором можно провести раскоксовку поршневых колец.

    Если просто, скопление нагара и кокса не позволяет кольцу двигаться в канавке, то есть кольца залегли. Снижение подвижности означает, что кольцо не выполняет свою функцию, масло плохо снимается со стенок и угорает в камере сгорания.

    Каждое из решений имеет как свои плюсы, так и минусы, однако для изношенного двигателя во многих случаях удается снизить расход смазки и продлить жизнь мотора до капремонта.

    • Повышение давления в картере также становится причиной перерасхода смазочного материала. Простыми словами, высокое давление картерных газов заставляет масло оказываться там, где его быть не должно.

    В результате смазка попадает в цилиндры через впуск, после чего сгорает в двигателе вместе с топливом. В подобной ситуации нужно диагностировать и чистить систему вентиляции картера.

    • Проблемы с турбокомпрессором также приводят к тому, что появляются утечки смазки в области нагнетателя, масло также проникает в цилиндры через впуск и т.д.
      Для решения необходима диагностика и ремонт турбины. В крайнем случае можно заменить турбокомпрессор, при этом расход смазочного материала также уменьшится.
    Читать еще:  Чем промазать днище автомобиля от коррозии - обработка своими руками

    Что в итоге

    С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что основным поводом для капремонта двигателя является наличие значительных дефектов и повреждений, а также большой износ деталей и выработка на стенках цилиндров (задиры, изменение геометрии и т.д.).

    В этом случае устранить «жор» масла только раскоксовкой, заменой колец, маслосъемных колпачков или переходом на более вязкую смазку уже не получится. Обычно двигатели с такими повреждениями имеют низкую компрессию, плохо заводятся как на холодную, так и на горячую, значительно теряют мощность.

    Во время работы агрегата могут присутствовать стуки и посторонние шумы. Как правило, после разборки и дефектовки блок нужно растачивать/гильзовать, выполнять шлифовку коленвала и т.д. Другими словами, необходим капитальный ремонт.

    Получается, долив нескольких литров смазки на каждые 10 тыс. км. позволит эксплуатировать такой мотор еще не один десяток тысяч километров без капремонта (если не возникнет других поломок). При этом по затратам смазку выгоднее доливать, чем ремонтировать мотор.

    Дополнительно использование более вязкого масла, замена сальников клапанов и чистка системы вентиляции картера помогут снизить общий расход смазочного материала и затраты на содержание и обслуживание ДВС.

    Как правильно подобрать моторное масло для старого ДВС или мотора, у которого пробег больше 150-200тыс.км. На что нужно обратить внимание, полезные советы.

    Использование противоизносных, противодымных и других присадок для уменьшения расхода масла. Плюсы и минусы после применения присадки в двигатель.

    Постепенное или резкое увеличение расхода масла дизельного двигателя. Потенциальные неисправности, диагностика и способы их устранения.

    Защитные и восстановительные присадки для двигателя: принцип действия. В каких случаях используются присадки в масло, чего ожидать после использования.

    Почему исправный двигатель расходует масло и что такое угар моторного масла в двигателе. Допустимый паспортный расход масла и аварийные неисправности.

    Нагарообразование и последствия закоксовки двигателя. Залегание поршневых колец, появление отложений и лака на деталях. Как самостоятельно удалить нагар.

    Нормы расхода моторного масла

    Любой двигатель внутреннего сгорания устроен таким образом, что расход моторного масла не может равняться нулю в принципе. Производители автомобиля указывают в характеристиках двигателя нормы расхода смазочного материала. Если соблюдать периодичность смены моторного масла, то он будет оставаться в пределах нормы.

    По мере эксплуатации транспортного средства водители с удивлением начинают замечать, что масла нужно доливать все больше и больше. Каждый раз после измерения уровня приходится лить несколько сотен грамм. Как же определить, что ситуация с расходом вполне нормальная, а когда следует отправляться на диагностику?

    Нормальный расход масла для различных типов ДВС

    Как мы уже неоднократно писали на Vodi.su, все характеристики и нормы потребления указываются в описаниях для неких идеальных условий, создать которые в реальной жизни практически невозможно. Даже если вы ездите по лучшим автобанам Германии, заливаете смазочные материалы от ведущих мировых производителей и заправляетесь топливом, в котором нет ни грамма вредных примесей и присадок, расход моторного масла все равно на какую-то долю процента будет выше обещанных показателей.

    Данное явление называется расходом на угар. Даже в исправно работающем моторе часть смазки попросту испаряется. Как известно, масло образует тонкую пленку на стенках цилиндров и поршней, которая со временем испаряется. Блок цилиндров является теплонагруженным участком, здесь во время движения автомобиля возникают очень высокие температуры.

    Есть два основных подхода для расчета расхода масла:

    • в зависимости от пробега — чем больше тысяч километров прошел автомобиль, тем больше он сжигает смазки;
    • процент от израсходованного топлива.

    Стандартные нормы для различных типов двигателей:

    Бензиновый мотор

    0,005-0,025 процентов на каждые сто литров бензина — это показатель для нового силового агрегата. То есть, уровень будет снижаться очень медленно, на 5-25 грамм. Определить с помощью щупа такое снижение практически невозможно. Заметно же оно будет после заправки литров 500-600 бензина и пробега в несколько тысяч километров.

    Если двигатель уже порядком изношен, то нормальные нормы расхода могут достигать 0,1 процента от объема залитого бензина. Это примерно 100 грамм на тысячу километров. При этом не учитывается, что протечки могут возникать из-за трещин в маслопроводящих трубках или износа сальников.

    Турбированный двигатель

    Турбина устанавливается для перенаправления выхлопа в цилиндры для полного сжигания остатков топлива. За счет этого повышается мощность, но и масла приходится расходовать больше, так как крыльчатка турбины может нормально работать лишь в масляной ванне.

    Нормальным для нового агрегата считается расход на уровне 0,03-0,08 процента от залитого топлива. То есть после каждой заправки на сто литров выгорает примерно 80 миллилитров масла. Если залили 10 тысяч литров топлива и проехали более 10 тысяч км, долить уже придется около 800 мл.

    Для уже видавших виды моторов этот показатель может приближаться к отметке 0,2% — на каждые 10 тысяч пробега доливать нужно около двух литров. Если же расход еще выше, значит с турбиной неполадки и ее нужно ремонтировать.

    Дизельный двигатель

    Дизель также оснащается турбиной и нормы для него такие же, как и для турбированного бензинового агрегата — 300-800 грамм для нового и около 2 литров для изношенного двигателя. Если же расход превышает данные показатели, нужно искать причину в техническом состоянии.

    Превышение норм расхода

    В инструкции к автомобилю производитель указывает допустимые нормы смазочных материалов. Можно даже составить примерную таблицу для легковых автомобилей с объемом двигателя до двух литров:

    • Volkswagen — не более 1,5 литра при пробеге 10 тыс. км;
    • BMW — от 700 мл до 1,5 л;
    • Mercedes-Benz — до одного литра.

    Для отечественных УАЗ Патриот, Нива 4х4, ВАЗ нормальным считается расход 0,2 процента от залитого топлива.

    Возникает вполне логичный вопрос: а что делать, если расход превысил эти самые 0,2 процента? Сразу ехать на СТО и заказывать капитальный ремонт?

    Действительно, стоит начинать беспокоиться, если ваша малолитражка требует доливки 3 литров после пробега 10000 км. Однако капремонт — это довольно дорогостоящее мероприятие. Дешевле обойдется проверка уплотнительных элементов и шлангов.

    При повышении расхода обратите внимание на следующие элементы:

    • прокладка головки;
    • сальники коленчатого вала;
    • сальники клапанов (маслоотражающие колпачки) и распредвала;
    • масляный насос и пр.

    Если прокладка ГБЦ требует замены, моторное масло может попадать в тосол. Снаружи никаких проявлений не заметите, но масло будет пениться, а антифриз же приобретет бурый оттенок.

    Признаком проблем является и сизый дым из глушителя, свидетельствующий о том, что в цилиндрах масло испаряется более интенсивно. Наиболее очевидная причина — залегание или износ поршневых колец. Параллельно с этим наблюдается падение компрессии и появление нагара на свечах.

    Уменьшить расход можно, если перейти на более вязкое масло или с синтетики на полусинтетику. Для изношенных двигателей покупают минералку. Не забывайте также о сезонной замене смазочных материалов. Ну, а капитальный ремонт — это уже крайняя мера. Иномаркам он требуется при пробеге от 250 тыс. км, китайским и отечественным автомобилям — 150-200 тыс. км.

    Нормальное значение расхода масла двигателем автомобиля

    Автомобильные масла и ГСМ > Обслуживание и поломки > Нормальное значение расхода масла двигателем автомобиля

    автор: mexanic Июнь 1, 2015

    Пренебрежение уровнем масла в автомобильном моторе может привести к серьёзным проблемам. Более того, у многих современных машин имеется предохранительная система, не позволяющая завестись при отсутствии смазочного материала в двигателе. И, для того, чтобы не заглядывать под капот практически перед каждой поездкой, следует хотя бы примерно знать нормы расхода масел для своего авто.

    Нормальное потребление ↑

    Теоретически в идеальном моторе расход смазок мог бы быть равным нулю. Однако, так как любая существующая система от идеала далека, масло тратится в ней, испаряясь, выгорая и даже вытекая из отдельных деталей. Поэтому этот материал в двигателе время от времени придётся пополнять.

    В современном автомобиле или другом виде транспорта нормальным считается потребление масла в пределах 0,1–0,3% от затрат топлива. Хотя для дизельных моторов эта же цифра может быть равной и 0,8–3 процентам. Причём, для разной техники расход масла может заметно отличаться. Например, дизель грузовика потребляет смазочных материалов примерно 1,8%, в то время как у речного судна – до 2,5 процентов.

    Однако нормальное потребление масел со временем нередко начинает увеличиваться. И, вместо доли процента принимает индивидуальные значения, в несколько раз большие. По каким причинам это происходит, и что следует делать в этом случае водителю?

    Основные причины повышенного расхода ↑

    Как правило, повышение расхода смазочных материалов связано с перегревом определённой детали в двигателе, из-за чего возрастает их испарение, либо с протеканием, влияющем на вытекание жидкостей. Некоторые из этих проблем практически неизбежны после прохождения какого-то времени после капремонта автомобильного мотора. Другие же свидетельствуют о практически аварийном состоянии и требуют принятия немедленных мер.

    Читать еще:  Что делать, если закипела машина? последовательность действий

    Блок цилиндров ↑

    Одним из виновников повышения расхода масла может быть прокладка блока цилиндров, через которую оно вытекает. Это может вызываться либо перегреванием силового агрегата, либо неправильно затянутыми силовыми болтами. Диагностировать проблему помогает осмотр внешних поверхностей мотора – если на них есть следы масла, значит, это именно тот случай, когда прокладки не справляются со своей задачей по уплотнению масляных каналов. Чаще всего проблема наблюдается у алюминиевых двигателей.

    Обнаруженные потёки показывают необходимость срочного устранения ситуации. Иногда для этого может хватить и протяжки болтов. Однако чаще всего в автомобиле приходится производить выведение нижней поверхности головки блока цилиндров в плоскость и замену прокладки.

    Ещё одной из причин, встречающихся чаще других, может быть протекание в автомобиле сальников коленвала. Определяют, что масло расходуется чаще именно из-за этого, как правило, по его следам под двигателем. Чаще всего так происходит по причине износа или повреждения уплотняющих кромок сальников, что, в свою очередь, вызывается либо их изначально невысоким качеством, либо слишком длительным сроком использования расходных материалов, либо применением не рекомендованных смазок. Последний вариант наиболее распространён для моторов старого типа, тогда как на более новых агрегатах проблема возникает из-за некачественной автохимии. Вопрос решается путём замены сальников.

    Масляный фильтр ↑

    Увеличенный расход масел может происходить и благодаря их протеканию через установленную на масляном фильтре прокладку. Для таких деталей в автомобиле при установке необходимо смазать уплотнительное кольцо для обеспечения максимальной герметичности. Если же прокладки в комплекте не имеется, её следует приобрести и правильно установить. Сам фильтр необходимо правильно заворачивать. Иногда именно это действие помогает избавиться от протекания, а, соответственно, от повышенного расхода. Хотя, если в фильтре наблюдаются многочисленные течи, его просто заменяют на новый.

    Клапана мотора ↑

    Распространённой проблемой может быть и протекание на клапанах в двигателе маслоотражательных колпачков (клапанов). Ведь эти расходники установлены в зоне повышенной температуры, отрицательно влияющей на резину, которая теряет эластичность и, соответственно, уплотняющую способность. Масло начинает протекать на выпуск или же на впуск (при этом внутри впускных клапанов образуется слой органических отложений). В результате колпачки требуют замены.

    Поршневая система ↑

    Перегревающиеся маслосъёмные кольца в поршневой системе тоже бывают причиной повышенного потребления смазок. Чаще всего, эти детали, имеющие определённую упругость, теряют её из-за превышения температурного диапазона их службы. Критические температуры обычно индивидуальные, одна чаще всего находятся в пределах примерно 180–200 градусов. Изначально избежать проблемы можно, сразу приобретая более качественные кольца. Ну, а, если же они уже повреждены, необходима замена.

    Иногда в поршневых кольцах возникают самопроизвольные колебания – так называемые флаттеры. Из-за них материал теряет уплотняющую способность, что вызывает увеличение нормы расхода масла. Возникающий при этом «насосный эффект» можно диагностировать по сизому масляному выхлопу из автомобильного мотора.

    Изношенные в результате длительного использования маслосъёмные поршневые кольца тоже приводят к повышению потребления смазок. Причиной повреждения материалов является действие на них в двигателе высоких контактных давлений. И, вместо того, чтобы не пропускать масло, кольца позволяют ему протекать в количестве, гораздо большем допустимого. Исправить неполадку в автомобиле поможет установка новых расходников.

    Повышается расход в автомобиле и по причине прилипания колец поршневой системы к поршню (так называемого «коксования»). В этом случае они становятся неподвижными и прекращают исполнять свою уплотняющую функцию. Компрессия снижается, а масло расходуется в большом количестве. Такое происходит либо из-за не слишком качественной смазки, либо по причине обычного износа. Иногда кольца даже не следует менять – достаточно будет их просто раскоксовать, для чего имеются специальные вещества.

    Разрушившиеся перемычки поршня тоже могут являться причинами увеличения роста потребления смазочных материалов. Происходит это из-за обычного износа деталей. А устраняется путём замены повреждённого элемента в двигателе транспортного средства.

    Цилиндры двигателя ↑

    Повреждённые в результате повышенного износа цилиндры нередко приводят к превышению нормы потребления масел в двигателе транспортного средства. При увеличении количества масла, поступающего в цилиндр через кольцевые уплотнения, растёт и угар смазки. При этом износ может быть обычным (изменение диаметра, требующее расточки детали), а может дополняться наличием на поверхности сколов или царапин. Все эти дефекты накапливают в себе масло, расход которого резко возрастает.

    В двигателе, имеющем воздушное охлаждение, цилиндры иногда просто коробятся. В таком случае расход смазок тоже растёт, и их приходится всё чаще пополнять. Происходит это по причине высокой нагрузки на цилиндры, в результате чего они воспринимают максимум усилий и из-за этого деформируются больше, чем другие детали мотора в автомобиле. Их профиль теряет круглую форму и становится, скорее, овальным, в результате чего уплотнительного кольца недостаточно для предотвращения протекания масла в двигателе.

    Проблема может быть решена путём использования более мягких колец, приспосабливающихся к изменившимся условиям. Однако как раз такие расходники, имеющие пружинные расширители, и не рекомендуются для охлаждающей системы по причине своей высокой чувствительности к высоким температурам. Впрочем, в любом случае, для компенсации изменения формы автомобильного цилиндра стоит применять кольца с максимальной приспосабливаемостью.

    Нередко повышение нормы потребления смазок в автомобиле может быть вызвано поздним сгоранием в цилиндрах силового агрегата. Выгорание масла с их поверхности обеспечивается высокой температурой смазочного материала. А, значит, перегревающийся из-за слишком позднего запуска мотор тоже влияет на расход, что можно исправить, обратившись в сервис для регулировки системы зажигания или же отремонтировав её самостоятельно.

    Турбокомпрессор ↑

    Достаточно частой причиной увеличения нормы затрат смазок в автомобиле является их потеря, происходящая из-за смазывания турбокомпрессора. Эта деталь требует для работы определённого количества жидкости, хотя точные количества у каждого авто исключительно индивидуальные. У некоторых машин расходуется до 200 грамм на 100 км, тогда как у большинства других показатель на порядок ниже. Избежать этой проблемы не получится, так как плохо смазанный турбокомпрессор, являющийся важной деталью автомобиля, быстрее выйдет из строя, что приведёт к значительно большим расходам, чем экономия смазочных материалов.

    Свойства масла ↑

    Зависят индивидуальные показатели затрат и от конкретных свойств смазок. Например, от вязкости, повышенное значение которой приводит к улучшению смазывания поршневых колец и к соответствующему увеличению толщины масляной плёнки. При этом ресурс работы отдельных деталей двигателя в автомобиле заметно повышается, зато и расход масел возрастает за счёт того, что большая площадь соприкосновения жидкости приводит к её увеличенному угару на цилиндрах.

    Таким образом, получается, что владельцу автомобильного транспорта предстоит выбирать, что для него важнее – экономия смазки или же эксплуатационный срок двигателя. Особенно такая ситуация характерна для далеко не новых транспортных средств, обслуживание которых требует повышенной нормы масел. Вопрос тоже трудно решаемый, поэтому с повышенным потреблением просто придётся смириться – оно всё равно обойдётся дешевле по сравнению с приобретением и заменой силового агрегата.

    Одной из самых прозаичных причин, по которым смазки может расходоваться больше, чем предполагалось, является некачественное масло. И, если у более современных материалов потери на испарение достаточно низкие благодаря специальному составу и особым присадкам, то сделанные по устаревшей технологии, хотя и более дешёвые, варианты, наоборот, увеличат потребление. По этой причине следует не экономить, а выбирать практически не имеющие в своём составе летучие соединения масла известных производителей, пренебрегая некачественными недорогими подделками. Ведь хороший расходник вряд ли будет стоить в несколько раз дешевле нормального.

    Неблагоприятные условия ↑

    При определении причин, из-за которых индивидуальные показатели потребления смазок вашим авто могут отличаться от теоретических норм, стоит обратить внимание и на эксплуатационный режим. Ведь то, как используется мотор, напрямую влияет на этот расход. При высокой нагрузке силового агрегата, например, при частых и длительных поездках или разгоне до высоких скоростей, потребление заметно вырастет. Спокойная и не слишком быстрая езда в городском режиме, наоборот, сделает его меньшим.

    Объясняется такая ситуация просто – большие скорости и длительная работа двигателя без перерыва приводят к росту затрат масел из-за повышенного температурного фона, который приводит к увеличению потерь от угара. Именно по этой причине водители, отправляющиеся в длительные путешествия, всегда берут с собой канистру не только с бензином, но и с дополнительным маслом, даже если до этого машина была полностью исправна и не требовала никакой замены смазочного материала. Стоит учитывать возможность необходимости в частой смене масла и тем, кто постоянно превышает скорость даже в черте города, хотя проблемы с дорожной автоинспекцией в этом случае будут важнее повышенного расхода смазки.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector