Принцип работы обгонной муфты генератора. внятная теория

Принцип работы обгонной муфты генератора. Внятная теория

Этот узел появился на современных машинах сравнительно недавно, поэтому многим будет интересно узнать принцип работы обгонной муфты генератора. Появление такого устройства было вызвано необходимостью увеличения сроков службы для приводного ремня генератора. Несмотря на то, что натяжение его постоянно контролируется, срок службы составляет не более 20-25 тысяч километров. Это связано с неравномерностью рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания.

Принцип работы обгонной муфты генератора станет понятен после прочтения этой статьи. Появилась дополнительная нагрузка в машинах на генераторную установку, сам прибор стал более массивным, поэтому долговечность ремня стала ещё более актуальной, особенно для дизельных моторов. Поэтому был разработан узел, который смог увеличить срок ремней до 100 и более тысяч километров пробега. Назвали это устройство обгонной муфтой и стали встраивать её в шкив генератора.

Содержание

О принципе её работы

Обгонные муфты генераторов построены по принципу работы механических трансмиссий. Основное назначение такого устройства состоит в выравнивании вращающего движения между двумя, ведущим и ведомым валами в тот момент, когда один из них, а именно ведущий, начинает по разным причинам вращаться быстрее. Для управления этим узлом не требуется каких-либо приводов, всё происходит в автоматическом режиме.

Работу этого узла можно сравнить с приводом заднего колеса обыкновенного велосипеда. Кому приходилось ездить на нём, помнят, что после прекращения вращения педалей, включается в работу обгонная муфта, велосипед продолжает движение, а педали остаются неподвижными. Этот принцип использован при конструировании бендикса стартера, который успешно справляется со своей функцией при пуске автомобильного мотора.

При вращении коленчатого вала двигателя происходит разгон вала якоря генератора. Это будет возможным в том случае, когда с помощью специальных стопорных колец происходит блокировка обоих частей муфты. При отставании вращения ведущего вала, ведомый продолжает вращаться самостоятельно, а это приводит к уменьшению инерционных нагрузок на привод, ремень испытывает значительно меньше нагрузок, срок службы становиться более длительным.

Как она устроена?

Сегодня с успехом работает два вида таких устройств, это узлы фрикционного и храпового типов. Изделия фрикционных типов подразделяются также на несколько разновидностей. Они могут быть:

  • Механизмы с радиальным замыканием;
  • Устройства, у которых осуществляется осевое замыкание;

В основе конструкции таких приборов три важных детали, это две обоймы, наружная и внутренняя, а также два ряда роликов, которые выступают связующим звеном между обоймами. Один ряд роликов передвигается по профилированному участку внутренних обойм. Это позволяет им выполнять функцию стопорных механизмов. Для второго ряда роликов уготована роль игольчатого подшипника. Внутренняя обойма имеет жёсткую связь с валом генератора, а на наружную обойму насажен шкив генераторной установки.

Кроме этого в конструкции роликовых обгонных муфт присутствуют:

  • Контактная пластина с вмонтированным в неё сальником;
  • Внутри неё можно увидеть две втулки, одна из них имеет обычный вид, вторая изготовлена с плоскостями под наклоном;
  • Крышку, которую изготавливают из пластика;
  • Прокладка из высокопрочного эластомера;
  • Профиль со шлицами.

Инструкция по эксплуатации категорически запрещает использовать это устройство, когда отсутствует крышка. Её можно установить только единожды, монтаж производится легко, проблем при этом не наблюдается.

О проверке работоспособности

О признаках неисправностей этого устройства становится отчётливо слышно в салоне автомобиля при работающем силовом агрегате. Это может быть дребезг и вибрация при разных режимах двигателя, но особенно это заметно на низких оборотах мотора, когда происходит торможение или движение на низких передачах. Спешить с заменой этого узла не следует до тех пор, пока не будет выявлен истинный источник проблемы появления посторонних звуков.

В первую очередь следует проверить все имеющиеся в приводе ролики, наличие в них смазки. Если с этим всё в порядке, нужно завести двигатель, дать ему набрать примерно 4 тысячи оборотов и выключить мотор. Если муфта в порядке, шкив генератора продолжит вращаться при остановленном моторе.

Хочется надеяться, что дочитав эту статью до конца, вам стал понятен принцип работы обгонной муфты генератора. В разных моделях генераторов возможны небольшие конструктивные особенности, но в основном, принцип работы таких устройств одинаков.

Принцип работы обгонной муфты генератора. Внятная теория »

Принцип работы обгонной муфты генератора. Внятная теория

Принцип работы обгонной муфты генератора станет понятен после прочтения этой статьи. Появилась дополнительная нагрузка в машинах на генераторную установку, сам прибор стал более массивным, поэтому долговечность ремня стала ещё более актуальной, особенно для дизельных моторов. Поэтому был разработан узел, который смог увеличить срок ремней до 100 и более тысяч километров пробега. Назвали это устройство обгонной муфтой и стали встраивать её в шкив генератора.

Обгонные муфты генераторов построены по принципу работы механических трансмиссий. Основное назначение такого устройства состоит в выравнивании вращающего движения между двумя, ведущим и ведомым валами в тот момент, когда один из них, а именно ведущий, начинает по разным причинам вращаться быстрее. Для управления этим узлом не требуется каких-либо приводов, всё происходит в автоматическом режиме.

Работу этого узла можно сравнить с приводом заднего колеса обыкновенного велосипеда. Кому приходилось ездить на нём, помнят, что после прекращения вращения педалей, включается в работу обгонная муфта, велосипед продолжает движение, а педали остаются неподвижными. Этот принцип использован при конструировании , который успешно справляется со своей функцией при пуске автомобильного мотора.

При вращении коленчатого вала двигателя происходит разгон вала якоря генератора. Это будет возможным в том случае, когда с помощью специальных стопорных колец происходит блокировка обоих частей муфты. При отставании вращения ведущего вала, ведомый продолжает вращаться самостоятельно, а это приводит к уменьшению инерционных нагрузок на привод, ремень испытывает значительно меньше нагрузок, срок службы становиться более длительным.

Сегодня с успехом работает два вида таких устройств, это узлы фрикционного и храпового типов. Изделия фрикционных типов подразделяются также на несколько разновидностей. Они могут быть:

  • Механизмы с радиальным замыканием;

Устройства, у которых осуществляется осевое замыкание;

Узлы с пружинным механизмом;

  • Клиновые обгонные механизмы.
  • Читать еще:  Почему выбивает тосол из расширительного бачка? решаем проблему без сто

    Для чего нужна обгонная муфта генератора

    В конструкции двигателей, которые устанавливаются на современные легковые автомобили, есть немало узлов и агрегатов, которых в них не было еще пару-тройку десятков лет назад. Прогресс не стоит на месте, моторы постоянно совершенствуются, улучшаются их технические и эксплуатационные характеристики.

    К примеру, если в автомобилях, выпущенных в конце прошлого века, шкивы и ремни генераторов приходилось менять через каждые 15000-20000 километров пробега, то сейчас делать это следует примерно через каждые 100000 километров пробега, то есть в пять-шесть раз реже. В принципе, именно констатация этого факта является, по крайней мере, частью ответа на вопрос, для чего нужна обгонная муфта генератора. Однако действительно только частью, поскольку помимо продления срока службы шкива и ремней этот узел выполняет и ряд других, ничуть не менее важных функций.

    Зачем нужна обгонная муфта генератора

    Прежде чем приступить к объяснению того, зачем нужна обгонная муфта генератора, нужно отметить, что любой ДВС представляет собой конструкцию, в которой крутящий момент коленчатого вала передается всем другим его элементами неравномерно, а точнее — циклично. Цикл начинается с момента сгорания топливной смеси в цилиндрах и длится два полных его оборота. После этого следует некоторое замедление трансляции крутящего момента, после чего она ускоряется с началом нового цикла.

    Как выглядит обгонная муфта

    Поскольку детали, которым передается вращение, имеют собственный момент инерции, то их цикличные показатели отличаются от тех, которые присущи самому коленвалу: опережают или отстают от них. Как следствие, при функционировании двигателя детали, которые передают вращательный момент, испытывают неравномерные нагрузки, и поэтому ускоренно изнашиваются. Это в полной мере относится к шкиву генератора и ремню. Следует заметить, что такая неравномерность отрицательно воздействует и на многие другие системы автомобиля, которые напрямую не связаны с двигателем. Именно для того, чтобы ее сгладить, была изобретена и успешно внедрена обгонная муфта генератора.

    Интересно, что поскольку больше всего от этой неравномерности страдают ремни и шкивы генераторов дизельных двигателей, то обгонные муфты впервые стали устанавливаться на ДВС, использующие в качестве топлива солярку. Потом их начали применять для оснащения моторов автомобилей представительского класса. Дело в том, что эти машины имеют силовые агрегаты большой мощности, в их салонах монтируется масса электроники, так что потребность в стабильном и надежном электропитании очень актуальна. Обгонные муфты на деле доказали свою высокую эффективность, и сейчас они устанавливаются практически на все современные автомобили, в том числе и относительно недорогие, относящиеся к эконом-классу.

    Устройство и принцип работы обгонной муфты генератора

    Обгонная муфта генератора устроена достаточно просто. Она имеет в своей конструкции две цилиндрические обоймы: внутреннюю и внешнюю. Первая из них находится в зацеплении с валом генератора (а через него, следовательно, с якорем), а вторая — со шкивом. Между этими обоймами располагаются рабочие элементы механизма, благодаря которым он и выполняет свои функции.

    Устройство обгонной муфты генератора

    Одними из них являются ролики, которые располагаются в несколько уровней и в совокупности представляют собой ни что иное, как роликовые подшипники. Помимо них между обоймами обгонной муфты находятся специальные металлические элементы, имеющие определенный профиль. Они собраны в отдельную обойму, которая играет роль стопорного устройства. С обоих торцов обгонной муфты располагаются сальники, которые предотвращают попадание внутрь нее пыли и грязи.

    Принцип работы обгонной муфты достаточно прост и в то же самое время изящен. В тот момент, когда начинается очередной цикл работы двигателя внутреннего сгорания (то есть когда в его цилиндрах воспламеняется топливная смесь), скорость вращения внешней обоймы, на которую следует привод от коленчатого вала через шкив и ремень, начинает расти. В результате этого стопорное устройство «замыкается», внешняя часть муфты связывается с частью внутренней, вал и якорь генератора раскручивается.

    После того, как цикл завершается, происходит вывод отработанных газов, коленчатый вал начинает вращаться с меньшей скоростью. Внутренняя обойма начинает обгонять внешнюю, и чтобы она не притормаживалась, стопорное устройство «размыкается», на время лишая ее жесткой связи с муфтой внешней. Далее цикл начинается снова, происходит «замыкание» стопорного устройства и процесс повторяется. Таким образом, применение обгонной муфты позволяет «обмануть» инерцию, а точнее — практически полностью нивелировать ее воздействие на шкив и ремни генератора.

    Читайте также: Что такое ремень ГРМ и для чего он нужен в автомобиле.

    Признаки неисправности

    Согласно исследованиям, проведенным целым рядом экспертов в области автомобильного транспорта, использование обгонной муфты позволило не только увеличить ресурс ремней и шкива генератора, но и существенно сократить инерционную нагрузку на другие элементы силовой установки, снизить вибрации, а также уровень шума. Нужно, однако, иметь в виду, что обгонная муфта генератора также имеет свой ресурс и срок службы, и может периодически выходить из строя.

    По своей конструкции она, по сути дела, представляет собой несколько измененный подшипник качения. Соответственно, как только с ней происходит какая-либо серьезная неприятность, ее просто заклинивает. Это означает, что ременная передача, которую обслуживает это полезное и эффективное устройство, моментально превращается в обычную. Инерция перестает компенсироваться, начинается ускоренный износ ремня.

    Для того чтобы вовремя обнаружить неисправность обгонной муфты генератора и заменить ее, необходимо знать, какие симптомы сигнализируют о поломке этого устройства. Таковых, как показывает практика, три:

    • «Прыгание» ременной передачи;
    • Свистящий шум при включении двигателя;
    • Щелчки натяжителя.

    Как только хотя бы один из этих признаков начнет проявляться, необходимо обращаться на станцию технического обслуживания, мастера которой проведут диагностику обгонной муфты генератора. Если окажется, что она действительно вышла из строя, то ее придется менять, поскольку ремонт таких узлов практически не производится.

    Читайте также: Что лучше ремень ГРМ или цепь .

    Видео на тему

    Обгонная муфта генератора: что это, строение, принцип действия

    Мало кто знает, что в конструкциях транспортных средств есть, так называемая, обгонная муфта. Обгонная муфта — это устройство, которое служит для защиты ведущего вала, если ведомый вал вдруг начинает вращаться с большей скоростью вращения, чем ведущий. То есть, обгонная муфта, она же муфта свободного хода предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала ведущему.

    Строение обгонной муфты генератора

    Наиболее успешно создаваемые и эффективно работающие такие муфты делятся на два вида:

    • фрикционные;
    • храповые.

    Муфты фрикционного типа бывают подразделяются на следующие разновидности:

      • с ленточными механизмами;
      • с пружинными механизмами;
      • муфты клиновые обгонные.
      • с радиальным замыканием;
      • с осевым замыканием;

    В конструкциях автомобилей наибольшее применение получили роликовые обгонные муфты — это клиновые и с пружинными механизмами.

    Читать еще:  Как проверить форсунки не снимая с двигателя? актуальный способ и советы

    Строение обгонных муфт:

    1. Обойма наружная. Внешняя обойма зацепляется со шкивом.
    2. Обойма внутренняя. Внутренняя обойма соединяется с якорем — валом генератора.
    3. Ролики в два ряда. Они являются соединительными элементами наружной и внутренней обойм. Первый ряд роликов — это игольчатые подшипники. Второй ряд — это спец профилированные фигуры, свободно катающиеся в обойме и являются стопором.
    4. Контактная пластина с установленной в ней сальником.
    5. Втулка цилиндрическая.
    6. Втулка с наклонными плоскостями.
    7. Крышка пластиковая.
    8. Прокладка из материала эластомер.
    9. Профиль со шлицами.

    Внимание! Запрещается эксплуатировать обгонную муфту генератора без крышки.

    Для чего нужна обгонная муфта генератора

    Обгонная муфта устанавливается на шкив вала генератора. Стопорные ролики воспринимают основную нагрузку. Во время работы двигателя автомобиля, в момент когда происходит воспламенение топливно-воздушной смеси в рабочих камерах цилиндра, коленчатый вал разгоняет внешнюю обойму муфты генератора. Стопорные ролики замыкаются и начинают удерживать внешнюю, и внутреннюю обоймы вместе, тем самым передают вращательное движение якорю, то есть начинается раскручиваться и вал генератора.

    В момент работы мотора, когда в рабочих камерах цилиндров не происходит воспламенения, а сжатие идет, то коленчатый вал ДВС притормаживается, а внутренняя обойма, которая на валу генератора начинает обгонять внешнюю обойму, которая соединяется шкивом и ремнем с коленвалом. Чтобы не было воздействия на вращение коленвала и поломки обойной муфты генератора, конструкция муфты справляется с такой ситуацией. А именно, когда вал генератора вращается быстрее коленвала, стопорные ролики погружаются в спец канавки или поворачиваются боком, тем самым разъединяют внешнюю и внутреннюю обоймы друг от друга. В разъединенном состоянии обоймы вращаются независимо друг от друга.Такая конструкция муфты и ее принцип действия позволяет избежать негативного воздействия силы инерции. Если бы обоймы не разъединялись вовремя, происходило бы проскальзывание ремня, нагрузка на валы двигателя внутреннего сгорания и генератора.

    Диагностика обгонной муфты

    Когда начали использовать муфты с обгоняющим эффектом, то ресурс ременной передачи и других деталей увеличился, примерно, в 6 раз. К тому же, уменьшились шумы ременной передачи и возникающая периодически вибрация.

    При износе и выходе из строя хотя бы одной детали муфты, то, как правило, муфта стопорится.

    Какой срок службы обгонной муфты генератора? Ответ: 100 тысяч километров пробега.

    Что будет, если муфту заклинит?

    Если произошло стопорение, подшипники муфты больше не вращаются и не движутся по поверхностям обойм, то ременная передача превращается в обычную, то есть, без защитного эффекта от силы инерции. Это значит, что при разных скоростях вращения коленчатого вала двигателя и вала генератора, будет быстро изнашиваться ремень, а, если ремень очень крепкий, то, возможно будет износ деталей двигателя.

    Признаки поломок обгонной муфты:

    1. Сильно начинает прыгать ремень, то есть появляется вибрация.
    2. При запуске на холодную (когда мотор холодный), ремень издает свист, писк.
    3. В натяжителе ремня слышны щелчки.

    Поломанные детали муфты выглядят так:

    Проверка снятого генератора с муфтой:

      • Застопорить якорь отверткой через отверстие в крышке. При зафиксированном якоре внешняя обойма должна вращаться только в одну сторону. В одну сторону легко вращается, в другую — нет. Это исправная муфта. Если вращается и туда, и сюда, то муфта не рабочая.

    Не рабочую муфту желательно заменить на новую, а то придется очень часто менять ремень генератора и слышать свист ременной передачи.

    Замена обгонной муфты

    Замена производится в такой последовательности:

    1. Ослабить генераторный ремень.
    2. Демонтировать генератор.
    3. Снять муфту. Обычно демонтируется она легко. Но, бывает, что крепится болтом «торекс» (биты для такого болта маркируются буквой Т). Насадки бывают в наборах ключей.
    4. После снятия старой муфты устанавливаем новую и собираем.

    Муфты не ремонтируются, как и подшипники. Но, бывают люди, у кого есть желание и возможности повозиться с восстановлением работоспособности муфты обгонного типа.

    При установке новой муфты следует убедиться, чтобы стояла пластиковая крышка, которая закрывает все внутренние поверхности. Без нее вода, пыль и грязь быстро попадут внутрь устройства и уменьшат срок эксплуатации.

    Сколько стоит обгонная муфта

    Цена муфты генератора зависит от марки и модели автомобилей:

    • Если покупать оригинальную, то для машин класса «В», «С» обгонная муфта обойдется до 3000 рублей.
    • Для авто класса «D» цена будет до 4000 р.
    • Для авто представительского класса муфта будет стоить до 12 000 рублей. Генераторы в дорогих машинах большие.

    При замене обгонной муфты желательно заменить сразу ремень генератора, натяжитель и ролики приводов.

    Выше приведенные цены это за оригинальные запчасти. Если брать китайские, то можно взять от 700 рублей.

    Это видео обучающее. В нем наглядно показывается принцип действия обгонной муфты.

    Обгонная муфта Ina.

    Это видео для начинающих. Ременная передача двигатель-генератор.

    Разборка и дефектовка.

    Как проверить обгонную муфту своими руками.

    В этом видео показывается, как заменить обгонную муфту на Nissan Primera (Ниссан Примера).

    Обгонная муфта генератора: устройство и принцип работы, ремонт своими руками

    В принципе, обгонная муфта генератора является модернизированным шкивом, сглаживающим многочисленные рывки коленчатого вала. При высоком собственном эксплуатационном ресурсе 100 000 км пробега авто муфта повышает срок службы ремня передачи вращения с коленвала на генератор.

    Назначение муфты обгонной

    Основными проблемами клиноременных передач машины традиционно являются:

    • коленчатый вал не имеет постоянной скорости вращения, крутится рывками соответственно циклам воспламенения топлива
    • вторичные валы, получающие вращение от коленвала, обладают инертностью, поэтому либо запаздывают, либо опережают шкив генератора
    • один ремень используется для нескольких агрегатов, что увеличивает момент инерции, возникает проскальзывание ремня в моменты импульсной передачи вращения с коленчатого вала
    • авто движется неравномерно с торможением и разгоном, мотор периодически останавливается и запускается в работу

    Подобное обилие рывков и ослаблений неизбежно приводит к интенсивному износу клиноременной передачи. Страдают ролики натяжителя, стираются шкивы, повышается время простоя авто для ремонта.

    Для решения указанных проблем была создана обгонная муфта генератора, состоящая из двух взаимосвязанных обойм. Наружная гасит инерцию вала якоря, внутренняя является стопорным устройством по аналогии с бендиксом стартера.

    Лучшим примером синхронизации вращения при помощи обгонной муфты является велосипед. При раскручивании педалей аналог этого устройства обеспечивает жесткое сцепление педалей с задним валом. Во время свободного качения вал продолжает вращаться, а педали выведены из зацепления, чтобы пользователь мог поставить на них ноги для отдыха.

    Преимущества и недостатки

    Многие производители устанавливают обгонную муфту генератора еще на заводе. В этом случае владельцу не нужно ничего улучшать, но следует учесть ресурс этого узла для своевременной замены. Отличить оснащение генератора каждый автолюбитель может визуально:

    • обычный шкив всегда крепится на валу гайкой
    • у муфты обгонной гайки быть не может, чаще всего ее торец прикрыт защитной крышкой
    Читать еще:  Как надеть чехлы на сиденья автомобиля? пора что-то менять

    Поскольку идеальных конструкций не существует в принципе, муфта обгонная в сравнении с обычным шкивом так же имеет плюсы и минусы, рассмотренные ниже.

    Стоит обгонная муфта 1500 – 8000 рублей, что гораздо дороже обычного шкива (200 – 500 рублей). При замене этого «расходника» своими руками потребуется специальная головка по цене 200 – 500 рублей вместо обычной шестигранной оснастки, которая обычно имеется в каждом наборе автолюбителя.

    Поскольку ремонт подвижных деталей генератора необходим, как при эксплуатации обычного шкива, так и при использовании обгонной муфты, следует учесть ресурс всего комплекта кинематической схемы клиноременного привода:

    • шкив обычный – канавки изнашиваются и приходят в негодность примерно через 200 000 км пробега
    • муфта обгонная – согласно требованиям производителя необходима замена через каждые 100 000 км
    • ремень – в зависимости от конкретного бренда, модели машины и кинематической схемы меняется через 25 – 50 тысяч пробега

    Другими словами, если под капотом авто генератор приводится от коленвала индивидуальным ремнем, то выгоднее использовать обычный шкив. В случае привода одним ремнем нескольких потребителей (печь, компрессор кондиционера и так далее) целесообразно поставить на генератор муфту обгонную, если этого уже не сделал производитель на конвейере.

    Ремонтопригодность

    И для шкива обычного, и для муфты обгонной ремонт экономически не выгоден. Поэтому указанные расходники меняются целиком, но по разным причинам:

    • шкив стоит относительно дешево, нет смысла кустарно напаивать и обтачивать «ручьи» для посадочных мест ремня – это обойдется дороже новой детали, изготавливаемой промышленным способом
    • ремонт обгонной муфты слишком сложный, что так же обойдется выше себестоимости детали на прилавках магазина

    Ремень меняется чаще, но всегда целиком, его ремонтопригодность нулевая по умолчанию.

    Внимание: Специалисты СТО отмечают замерзание смазки обойм муфты при эксплуатации в холодных регионах РФ. С обычными шкивами такой проблемы не существует в принципе.

    Конструкция муфты обгонной

    В отличие от классического шкива генератора принцип работы муфты обгонной гораздо сложнее:

    • внутренняя обойма запрессована на вал генератора
    • наружная обойма неподвижна относительно шкива
    • ролики находятся между обоймами в несколько рядов
    • при разгоне генераторного якоря коленчатым валом ролики перемещаются вверх за счет центробежной силы, зацепление становится жестким, указанные валы вращаются с одинаковой скоростью
    • в момент сжатия топливной смеси в цилиндрах воспламенения нет, коленвал начинает запаздывать во вращении относительно набравшего инерцию за счет массы якоря вала генератора
    • внутренняя обойма начинает обгонять внешнюю, ролики падают вниз, сцепление узла разъединяется

    После очередного воспламенения в камерах сгорания порции топливной смеси цикл повторяется многократно.

    Таким образом, вал (якорь) и шкив генератора получают независимое вращение друг от друга в разные моменты времени. Инерция на ремень генератора отсутствует, этот расходник служит дольше.

    Храповые и фрикционные устройства синхронизации вращения подразделяются на несколько типов:

    • радиально замкнутые
    • с осевым замыканием
    • ленточные модификации
    • муфты с пружинными механизмами
    • клиновые обгонные муфты

    В легковых машинах чаще применяются именно клиновые муфты обгонные из-за простой конструкции и низкой себестоимости изготовления. Помимо двух рядов роликов и пары обойм в конструкцию входят детали:

    • шлицевой профиль для установки и демонтажа муфты
    • эластичная прокладка
    • полимерная крышка
    • пластина контактная, в которую вмонтирован сальник

    Без крышки эксплуатация устройства синхронизации вращения запрещена категорически.

    Поломки обгонной муфты

    Уяснив, для чего нужна муфта на валу генератора, необходимо учесть нюансы эксплуатации этой расходной детали:

    • поломки обычно вызваны износом обойм и их заклиниванием относительно друг друга
    • периодичность замены указывается производителем на упаковке, в среднем составляет 100 000 км пробега машины

    После заклинивания обойм обгонная муфта фактически становится обычным шкивом. Но в некоторых случаях (высыпание роликов) полностью исчезает сцепление шкива с якорем генератора, прекращается выработка электричества. В последнем случае авто проедет немного, пока не израсходуется весь заряд аккумулятора.

    На нижнем фото правая муфта выработала ресурс, эксплуатировалась правильно. Левая деталь заржавела без защитной крышки и заклинила, о чем свидетельствует блестящая поверхность канавок шкива. В центре для образца находится новая муфта без реального эксплуатационного ресурса.

    Замена своими руками

    Для обеспечения заявленного производителем эксплуатационного ресурса обгонная муфта комплектуется защитной крышкой. Если владелец/сотрудник сервиса забыл ее поставить или она слетела в процессе использования, проникающая внутрь обойм грязь/пыли может заклинить ролики.

    Замена доступна для самостоятельного ремонта этого узла генератора, но при наличии специальной оснастки, так как обычные шестигранные головки для этого не подойдут.

    Инструмент

    Справится с откручиванием заклиневшей муфты обгонной поможет специальная головка. Цена вопроса 170 – 500 рублей, существует несколько вариантов оснастки:

    • c зубьями на конце в средней части и присоединительным квадратом 1/2» для VW, Skoda, Mercedes, Ford, BMW, Audi и неоторых других авто
    • шестигранником на 17 и головкой присоединительной на 10 для Toyota и некоторых других азиатских производителей
    • «звездочка» и шестигранник для муфты генератора машин концерна VAG

    Сервисные ключи позволяют демонтировать муфту, не снимая генератор с посадочных мест.

    Диагностика

    Неправильная работа обгонной муфты генератора определяется «на слух» и механическим способом:

    • свист, дребезг в салоне извещают о плохом натяжении, перекосе или изношенных посадочных поверхностях («ручьях») шкива
    • если заклинить отверткой крыльчатку принудительного воздушного охлаждения генератора, муфта должна прокручиваться в обратную сторону свободно, в рабочем положении на некоторую часть поворота, пока ролики не поднимутся вверх для синхронизации оборотов вала и шкива

    При заклинивании обойм муфты следует немедленно заменить расходник новым изделием.

    Даже при внешнем осмотре муфты после снятия защитной крышки становится понятно, зачем необходимо использовать специальный сервисный ключ. Вместо обычного крепежного болта здесь применена зубчатая поверхность, для которой требуется инструмент с ответными шлицами.

    Оснастка вставляется внутрь муфты, зубья зацепляются, деталь откручивается рожковым ключом или накидной головкой с храповиком.

    Установка обгонной муфты

    После демонтажа заклинившей муфты обгонной новая деталь устанавливается алогичным способом. Основными нюансами операции замены являются:

    • усилие затяжки 70 – 90 Нм
    • установка защитной крышки, предохраняющей от попадания в обоймы пыли и грязи

    Если в авто эксплуатировался генератор без обгонной муфты, достаточно подобрать модификацию детали с аналогичными посадочными поверхностями для вала и ремня. Эти диаметры должны совпадать полностью.

    Таким образом, даже у специалистов нет единого мнения по поводу целесообразности эксплуатации муфты обгонной вместо традиционного шкива. Окупаемость этого дорогостоящего изделия под сомнением при бюджетной цене ремней и шкивов без двух обойм с роликами внутри. Но основное предназначение – сглаживание моментов инерции на валу, обгонная муфта выполняет в полном объеме без нареканий.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector