Содержание

Правильная посадка за рулем автомобиля. комфорт против безопасности

Правильная посадка за рулем автомобиля. Комфорт против безопасности

Не каждый водитель предаст значение правильной посадки за рулем автомобиля, мол это все индивидуально, я так привык, мне так комфортно и т.д. Как правило в бой идут только такие аргументы, а между тем игнорирование базовых принципов, как собственно и в правильном держании руля, ставит комфорт выше безопасности на дороге, что в корне вообще не правильно.

Правильная посадка за рулем автомобиля начинается с регулировки водительского сиденья. Суть одна — получить как можно лучший обзор (привет любителям, которые ездят развалившись, сидя пятой точкой на краю сиденья), и найти наибольший комфорт, иначе долго управлять машиной не выйдет, ну по крайне мере по началу.

  • 1) Руль должен быть рядом, держать его вытянутыми руками нельзя, они должны быть согнуты, таким образом нагрузка на мышцы ощутимо снижается и затекать они будут гораздо дольше;
  • 2) Держать руль очень близко (привет новичкам), тоже запрещается по причине потери бдительности. Как показывают социологические опросы и статистики ДТП, именно такая поза, повышает шансы куда-нибудь или в кого-нибудь врезаться. Почему? При таком положении, концентрация внимания быстро теряется, с выше описанными последствиями.

Вывод: Подбирайте позу, чтобы руки не уставали как можно дольше, при этом старайтесь сесть как можно выше, дабы обеспечить хороший обзор во всех 4 стороны. Подстраивайте руль и кресло под себя. Пробуйте разные варианты, пока не найдете оптимальный.

Регулировка сидения

Здесь не будем делать долгое вступление, а сразу перейдем к правде матке.

Регулировка — «Назад-Вперед». Подбирайте положение под свой рост. Ноги без всяких затруднений и дискомфорта должны доставать до всех педалей, причем нажимать на них должно быт также удобно.

Потренируйтесь на переключении передач, когда нужно выжимать сцепление, если это будет удобно, значит со всем остальным проблем не возникнет.

Полностью вытянули ни быть не должны (очередной привет, тем кто сдвигает сиденье полностью назад, как Брайн Оконор в фильме «Форсаж»), ноги должны быть немного согнуты.

Это крайне важно по следующей причине, если вы понимаете, что столкновения не избежать, то срабатывают инстинкты, руки сами крепче сжимают руль, а ноги выпрямляются, так мозг «думает за вас», но в условиях движения и аварий, даже небольшой толчок, может вызвать в таких позах переломы или трещины. В иномарках, где есть подушки безопасности да и просто хорошая, продуманная конструкция, при столкновении вреда будет значительно меньше, а вот владельцы АвтоВАЗов вообще от последствий удара никак не застрахованы.

Если тоже самое сказать научным языком цифр, то изгиб ног должен быть в пределах 120-150°.

Далее переходим к регулировке спинки сиденья. Она должна максимально плотно прилегать к спине, от этого зависит нагрузка на поясницу, позвоночник, да и просто комфорт, которого все пытаются добиться. Да, и если говорить о поездках на дальние расстояния, то комфорт важнее понтов.

Руки на руле

Детально расписывать это не будем, можете почитать эту статью, а можете посмотреть видео. Сами решайте, что вам удобнее.

Здесь все упрется в спинку сиденья, в прямом и переносном смысле 🙂 Положение позвоночника должно быть приближено к 90°, но мало кому такое геометрическое совершенство придется по вкусу, поэтому отклонения в пределах 15°, вполне допускаются.

А вообще лучше просто посмотрите наше видео на эту тему, ну и поставьте лайк на ютубе.

Далее, нужно одеть ремень безопасности, поерзать в сидении, не будете же ли вы все время не менять положение своей пятой точки. Все должно быть удобно, как и сдвиг влево, вправо, назад и вперед (в пределах разумного), так и переключение передач, поворотников, радио и т.д.

Подправьте положение сиденья и руля под все эти действия.

Главное правило: органы управления машиной не должны быть вашими точками опоры, это элементы управления, а не поручни. Ну и еще одно — Лопатки, нижняя часть шеи и поясница, должны максимально плотно прилегать к сидению.

И помните, что если все сделать правильно на совесть, это также хорошо скажется на здоровье поясницы и позвоночника.

В заключении. К сожалению этому в подробностях не учат в автошколах, каждый настраивает сам под себя, но если сделать все согласно вышеописанным правилами «Правильной посадкой за рулем при вождении», то риск попасть в ДТП будет снижен, со всеми вытекающими приятными последствиями.

От правильной посадки за рулем зависят не только комфорт и утомляемость водителя, но и безопасность управления автомобилем

От правильной посадки за рулем зависят не только комфорт и утомляемость водителя, но и безопасность управления автомобилем.

Для обеспечения правильной посадки людей разного роста и комплекции в автомобилях предусмотрена регулировка водительского места. У недорогих автомобилей, как правило, изменяются только продольное положение сиденья и наклон спинки. В более комфортабельных могут предусматриваться шесть и более регулировок кресла, изменение длины и угла наклона рулевой колонки и даже настройка положения педального узла.

В зависимости от особенностей автомобиля оптимальное положение тела может быть «полулежачим», как в спортивных купе, или почти вертикальным, свойственным для большинства внедорожников. Во всех случаях посадка за рулем должна обеспечивать водителю:
пассивную безопасность — сведение к минимуму травм в случае ДТП;

обзорность — возможность контролировать дорожную ситуацию;

свободу движений — отсутствие помех для быстрого выполнения маневра;

удобство — доступность органов управления без лишних движений;

естественное положение позвоночника — нормальное кровообращение и дыхание, а следовательно, минимальную утомляемость при продолжительной поездке.

Продольное положение сиденья

Сядьте плотно в водительское кресло, так, чтобы поясница была прижата к спинке. Нажмите левой ногой до упора педаль сцепления. На автомобилях с АКПП (автоматическая коробка перемены передач) левую ногу следует поставить рядом с педалью тормоза. Продольной регулировкой сиденья добейтесь, чтобы в таком положении нога оставалась чуть согнутой и не приходилось тянуться до педали носком стопы (фото 1). Живот и бедра в этом положении не должны соприкасаться с рулем.

Высота и наклон сиденья

В большинстве отечественных автомобилей эти параметры либо не регулируются вовсе, либо изменяются вместе с продольным перемещением кресла: чем дальше сиденье отодвигается от руля, тем ниже опускается его подушка. При наличии отдельной регулировки вертикального положения подушки ее следует установить так, чтобы кисти рук, удерживающие руль (см. «Положение рук на руле»), оказались чуть ниже уровня плеч (фото 2). Таким же образом можно выбрать положение регулируемой рулевой колонки. Нежелательно увеличивать высоту посадки, подкладывая на сиденье подушку. Любая прокладка между телом и сиденьем ухудшает «чувство» автомобиля.

Если предусмотрена регулировка наклона сиденья, установите его передний край чуть выше заднего. Это создаст оптимальную опору бедрам, а также прижмет тело к спинке.

Наклон спинки кресла

Охватите кистью правой руки рулевое колесо в верхней точке. Держа руку прямой, плотно подгоните спинку сиденья к спине (фото 3). Такое положение больше подходит для заднеприводных автомобилей и дальних поездок. На автомобилях с передним или полным приводом, а также для городской езды удобна более «близкая» посадка. При этом вытянутая рука должна касаться руля запястьем (фото 4).

В процессе управления руль не должен служить дополнительной опорой. Вращая его, не следует наклоняться из стороны в сторону или менять положение тела при переключении передач.

Старайтесь сидеть не сутулясь, а чуть прогнувшись назад. Таз должен находиться как можно глубже в углу между спинкой и сиденьем, а лопатки — соприкасаться со спинкой. Если кресло предусматривает регулировку поясничной поддержки, добейтесь небольшого прогиба позвоночника в пояснице.

Положение стоп ног

Пятки должны находиться на полу перед педалями сцепления и тормоза (фото 5). Контакт с этими педалями осуществляется подушечками ступней. При нажатии на педаль газа пятка правой ноги остается на месте, а стопа, поворачиваясь, касается педали пальцами и подушечкой (фото 6). Во время движения автомобиля, когда сцепление продолжительное время отпущено, стопа левой ноги повернута влево (фото 6, а) или переносится целиком на площадку слева от педали (фото 6, б). При нажатии педалей сцепления или тормоза нога распрямляется в колене, а пятка слегка скользит по полу. Если стопа существенно меньше среднестатистического 42-го размера обуви, то под коврик можно положить небольшую подкладку (например, дополнительный коврик). Нежелательно управлять автомобилем в обуви с высокими каблуками. Она мешает стопам занять правильное положение, затрудняет выжим сцепления и интенсивное торможение.

Положение рук на руле и рычаге КПП

Руки должны симметрично обхватывать рулевое колесо в положении «10-2» (фото 7) по аналогии с циферблатом часов. Для рулей уменьшенного диаметра бывает удобно положение «9-3» (фото 8 ). Большие пальцы рук могут обхватывать обод с внутренней стороны (фото 7) или лежать вдоль него (фото 8 ). Ошибкой будет, если положить их на обод сверху (фото 9 ). Основной захват (жесткое удержание рулевого колеса) осуществляют мизинцы и безымянные пальцы, средние и указательные — лишь мягкий захват. Обод руля должен проходить через ладонь наискось от начала фаланги указательного пальца до середины подушечки ладони. Желательно уменьшить, а по возможности устранить угол между кистью и предплечьем.

Удерживать руль всегда следует двумя руками, а не одной, за исключением движения задним ходом, моментов переключения передач, включения дополнительных устройств и пр. Это сказывается не только на быстроте, с которой водитель сможет совершить экстренный маневр, но и поможет не потерять контроль над положением управляемых колес при их скольжении.

Правильное положение руки на рычаге КПП позволяет, не отрывая взгляд от дороги, быстро, четко и с минимальными усилиями переключать передачи. Ладонь охватывает рычаг сверху либо с наклоном примерно 45° вправо, если требуется определенное усилие, чтобы перевести рычаг влево для включения первой и второй передач или заднего хода (фото 10).

Читать еще:  Как самостоятельно проверить вакуумный усилитель тормозов: особенности ремонта и советы профессиональных мастеров

От правильного положения головы зависит, насколько полно и оперативно водитель будет воспринимать дорожную информацию. Помимо зрения и слуха в этом участвует и вестибулярный аппарат, оценивающий характер перемещения тела. Для оптимальной его работы желательно, чтобы голова не наклонялась и не запрокидывалась, а позвоночник не искривлялся влево или вправо.

Во время вождения голова не должна касаться подголовника. Его назначение — не поддерживать голову постоянно, а уберечь шейные позвонки при вероятном ударе в заднюю часть автомобиля в случае ДТП. Подголовник желательно установить так, чтобы при запрокидывании головы средняя часть затылка касалась его середины.

Большинство современных автомобилей оснащается инерционными ремнями безопасности, которые блокируются лишь при резком натяжении. Садясь за руль, желательно расстегивать толстую одежду, что позволит ремню плотнее прижаться к телу. Это сократит возможное свободное движение туловища, что особенно важно в случае ДТП. Верхняя часть ремня должна прилегать к телу приблизительно между плечом и ключицей (фото 11). Использование ремней безопасности особенно необходимо в автомобилях, оборудованных подушками безопасности. В случае даже небольшой аварии подушка может травмировать не пристегнутого водителя или пассажира.

Описывается в материале «Зеркала заднего вида легковых автомобилей».

Зачастую в силу конструкции автомобиля или нестандартного телосложения водителя удовлетворить всем перечисленным выше рекомендациям невозможно. В этом случае приоритет следует отдавать правильному положению туловища и рук, подстраивая под них остальные регулировки. Выбрав один наиболее подходящий вариант посадки, важно стараться всегда его придерживаться. Только вошедшее в привычку правильное положение тела позволит: избавиться от лишних движений, повысить безопасность, в любой момент быть готовым к быстрому принятию решения и совершению необходимого маневра.

Проверяйте правильность посадки:
после посещения автосервиса или пользования автомобилем другим водителем (регулировки скорее всего нарушены);

перед поездкой на чужом автомобиле, даже кратковременной.

Распространенные ошибки при посадке и вождении

Водитель находится слишком близко к рулевому колесу и использует его как опору. Подобное положение не позволяет в экстремальных условиях повернуть руль на большой угол, поскольку нет простора для действий. Другая ошибка — потеря контакта со спинкой сиденья. Водитель в такой позе с опозданием ощущает потерю устойчивости и управляемости автомобиля (снос передних колес, занос задней оси, боковое скольжение, вращение).

Создавая себе сомнительный комфорт, водитель слишком сильно отклоняет спинку сиденья назад. Эта поза заставляет тянуться руками к рулю, что также не позволяет делать быстрых движений при маневре. Кроме того, при каждом переключении удаленных передач (третья, пятая) придется наклоняться вперед, теряя контакт со спинкой сиденья. Еще сильнее усугубляется эта ошибка, если затылок опирают на подголовник.

Опасность поджидает при наезде на препятствие, неровность дороги или бордюр, при попадании одного колеса в грязь, песок, снежную целину или при проезде лужи с большой скоростью. Незафиксированный твердо руль (на автомобиле без гидроусилителя) может вырваться под воздействием колес, и автомобиль произведет неожиданный маневр.

На первый взгляд, казалось бы, мелкая ошибка. На самом деле положение головы весьма важно для точного контроля за «поведением» автомобиля. Идеальные условия для правильной работы вестибулярного аппарата — вертикальное положение головы, теменем вверх. Это особенно важно на скользкой дороге и в других сложных дорожных ситуациях.

Обычно такую посадку можно увидеть летом, когда левая рука водителя опирается на оконный проем и в нужный момент не успевает подключиться к экстренным действиям. Правая — опирается на рулевое колесо без захвата его кистью. Обе грубые ошибки приводят к тому, что ни о какой готовности водителя к непредвиденной ситуации не может быть и речи.

Расположение рук на спицах руля существенно увеличивает усилие, требуемое для вращения рулевого колеса, а при больших углах его поворота затрудняет перехватывание руля. При необходимости быстрого маневрирования это может привести к неуправляемому движению автомобиля.

Это двойная ошибка, которая особенно опасна при потере автомобилем устойчивости. Мышцы-сгибатели рук у любого человека сильнее, чем мышцы-разгибатели. Поэтому быстрые движения рулем возможны по направлению сверху вниз, а не наоборот. Держа руки внизу при управлении автомобилем, водитель не способен к активному маневрированию.

Завершая поворот, некоторые водители используют этот прием, чтобы руль сам вернулся в прежнее положение и направил автомобиль прямо. Но зачастую происходит отклонение машины в противоположную сторону или же начинается опасное состояние ритмического заноса. Нельзя выпускать рулевое колесо, а чтобы исключить ненужные последствия, следует поочередно работать руками, сохраняя контроль над процессом выравнивания.

Захват руля изнутри — серьезная ошибка в технике руления, способная привести к травме кисти рук спицами рулевого колеса. В качестве исключения такой захват допускается лишь при неподвижном автомобиле. Еще одна ошибка — постоянное удержание рычага КПП. Управлять автомобилем следует двумя руками.

В такой ситуации руль стопорится большими пальцами обеих рук, и одна рука полностью блокирует другую. При вращении руля на большие углы, еще до того как произойдет такая ситуация, нужно одну руку вытянуть из-под другой и направить ее в верхний сектор рулевого колеса, чтобы продолжить вращение.

Правильная посадка за рулем

Реакция на дорожную обстановку, усталость за рулем и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя удобно устроиться за рулем автовладельцу не получится, о минимальном комфорте все же стоит позаботиться. Мы говорим о комфортной посадке, потому что отдыхать, удобно расположившись в салоне ТС, разрешено только пассажирам, они не несут ответственность за безопасность экипажа. Итак, о комфортной и правильной посадке расскажем в нашей статье.

На что влияет правильная посадка за рулем?

Игнорируя правила безопасности, водители подвергают большому риску не только свою жизнь, но жизнь пассажиров и других участников дорожного потока. Что происходит во время дорожно-транспортного происшествия? При резком толчке тело водителя подается вперед, руки упираются в колесо руля, а ноги — в педали. Если он сидит неправильно, то конечности выпрямляются полностью, ударяясь о «дно» машины. В результате возможны травмы голеностопа, коленей и т.д. Если же посадка «как надо», то есть ноги и руки водителя немного согнуты, то вероятность повреждения меньше.

Когда автовладелец находится в правильном положении за рулем, он может оперативно среагировать на дорожную ситуацию, дольше, без усталости в шее и спине, управлять автомобилем. Поэтому перед тем, как отправится в поездку, важно отрегулировать: сиденье и подголовник, руль, зеркала.

Правильная посадка влияет на состояние усталости водителя

С медицинской точки зрения

«Водительская» поза, как и сидячая в целом, является не самой полезной для здоровья человека. Но управлять автомобилем стоя мы не можем, поэтому приходятся адаптироваться так, чтобы максимально избежать вреда позвоночнику, шее и другим частям тела. В этом вопросе очень важна правильная посадка. Это обеспечит:

  • долгую работоспособность за рулем;
  • быструю реакцию на внештатные ситуации вокруг;
  • хорошее кровообращение, спина и шея не отекают.

Настройка водительского кресла

Первое, что нужно учесть при регулировке сиденья, — индивидуальные особенности водителя: то, какой у него рост, телосложение, сколько он весит. Более подробно расскажем в конце статьи, а пока об основных рекомендациях.

Как отрегулировать место водителя:

  • спинка сиденья наклонена под углом 75-90 градусов – цифры могут варьироваться от того, сколько часов человек проводит за рулем
  • подголовник настроен параллельно затылку.

Водитель садится на свое место так, чтобы между спиной и спинкой кресла не было зазоров, до края сиденья оставалось минимум 3 см запаса хода, а стопы спокойно (без натяжения) располагались на педалях.

Какие ошибки могут быть

Первое: Чрезмерный наклон спинки кресла.

Если взять в пример, гоночные болиды, где пилоты практически лежат в креслах за счет того, что спинка сидений расположена вертикально. Такая конструкция позволяет не только лучше контролировать руль, но и меньше уставать. Почему происходит так, научного объяснения нет, но профессионалы автоспорта доказали все на практике.

В посадке пилота важно, чтобы лопатки хорошо прилегали к сиденью и не отрывались, даже если амплитуда движения плеч максимальна. Чтобы обеспечить полный контакт спины и кресла, его конструируют со специальными изгибами. Проводя параллель с болидом и обычным ТС, можно сделать вывод:

Если спинка кресла чрезмерно отклонена, в момент выполнения маневра (отрыва лопаток) водитель просто повиснет на руле. Получается, что контролировать автомобиль он уже не сможет.

Регулировка водительского сиденья

Второе: подголовник находится очень низко.

Подголовник, как элемент сиденья, выполняет функцию защиты, а потом уже комфорта. При настройке не стоит забывать об этом факте. Например, подголовник в моделях Volvo установлен без возможности настройки. А эти машины не просто так считаются одними из самых безопасных.

Что будет, если неправильно отрегулировать подголовник? В момент столкновения произойдет резкое «хлыстовое» движение головы, из-за чего шейные позвонки могут получить сильное повреждение.

Если затылочная часть во время удара была защищена подголовником, то функция защиты этого элемента сработает как нужно.

Стоит также сказать об автомобилях с сиденьями, где предусмотрена горизонтальная настройка подголовника. Параметры будут такими: от затылка подголовник должен располагаться не далее, чем на три-четыре сантиметра.

Руль и переключатели скоростей

При поездках на дальние расстояния шоферы, чтобы дольше не уставать и лучше контролировать ТС, рекомендуют держать руки на руле в положении 10/ 2 часа. Считается, что таким хватом получается передать на руль больше усилий. Давайте разберем, почему этого делать не стоит. Во-первых, современные машины оснащены ГУР. Во-вторых, здесь уже речь идет о безопасности.

Какие ошибки могут быть

Первая. положение рук на руле 10/2

Когда водитель использует такое положение рук, сила, воздействующая на руль, распределяется неправильно. В этот момент создается ощущение полного контроля над техникой, но это только ощущение. То же самое выходит, когда шофер держит левую руку на колесе руля, правую — на ручке КПП. Такая привычка опасна, так как в случае риска ДТП быстро сманеврировать не удастся.

Важно обеспечить симметричный хват руля и привыкнуть удерживать его даже в экстренных ситуациях. Если приходится перехватывать колесо руля, то это должно происходить последовательно.

Стоит также сказать о ТС, руль которых предусматривает вертикальную и горизонтальную надстройки. Это очень удобно и безопасно, если оба параметра отрегулированы правильно. Однако чаще всего автовладельцы придвигают колесо руля слишком близко к телу, полагая, что это позволит контролировать поведение ТС. Эта манипуляция опасна тем, что в момент столкновения из рулевого колеса выстрелит подушка безопасности, что вероятнее всего приведет к травме грудной клетки. Поэтому рекомендуемый наклон руля до груди — 35-40 сантиметров.

Читать еще:  Список полноприводных автомобилей до 600 тысяч рублей. рассматриваем бюджетные варианты

Ремень безопасности

Что уж скрывать, пристегиваться наши соотечественники не очень любят. Сколько не пытались приучить пользоваться ремнем безопасности социальные лозунги и штрафы ГИБДД, многие водители все равно пренебрегают этим правилом. А вместе с тем, если не пристегиваться, ни правильная посадка водителя, ни настройка кресла не дадут эффекта.

Перед поездкой нужно пристегнуть ремень безопасности

Чтобы ремень безопасности выполнял свою функцию корректно, его нужно настроить так, чтобы он:

  • не душил водителя, то есть контакта ремня с горлом быть не должно;
  • шел по диагонали: от плеча до бедра вдоль грудной клетки;
  • плотно, но не жестко, фиксировал тело, а зажим фиксатора был всегда тугой.

Какие ошибки могут быть

Первая: ремень плохо натянут

Настроив сиденье и руль, многие автолюбители отправляются в дорогу не пристегиваясь или ослабляют натяжение ремня настолько, что он висит на водителе. Еще один вариант халатного отношения к безопасности – когда ремнем пристегивают кресло, т.е. пропускают его за собой, тем самым обманывают датчик ремня.

Расположение ног на педалях

Особенно актуален этот вопрос для любителей МКПП. Чтобы сократить время реакции и предотвратить усталость ног, стоит следовать следующим правилам:

  • Нога обязательно должна оставаться на педали.
  • Правая нога может находится между педалями. Чтобы выжать газ или тормоз, нужно переносить ногу, не отрывая пятки от пола.
  • Точка опоры всегда находится в середине стопы.

Какие ошибки могут быть

Первая: Прямо вытянутые ноги

Если произойдет резкий удар, из-за такого положения ноги могут получить травму. Поэтому они всегда должны быть немного согнуты, даже если водитель до отказа жмет на педаль.

Также считается травмоопасной позиция, когда, нажимая на педаль, шофер отрывается от сидушки кресла. При этом все усилие передается на тазобедренную часть, вместо того, чтобы рассеяться вдоль ноги, как бы это было в положении со слегка согнутыми ногами.

Настройка боковых зеркал и зеркала заднего вида

Итак, водитель принял комфортную и правильное позу в кресле, проверил доступность к рулю, педалям, КПП, теперь нужно настроить обзор. При движении это позволит не крутить головой на 360 и не потерять внимание.

Зеркала настроены правильно, если:

  • в наружных зеркалах видны небо и дорога (горизонт посередине);
  • в боковых зеркалах просматривается ручка задней двери;
  • в зеркале заднего вида отображается заднее стекло авто.

Как настроить боковые зеркала

Для водителей нестандартной комплекции

Для начала стоит пояснить, что считается нестандартной комплектацией. Это когда водитель ниже/выше 165-175 см роста, больше 90 кг, или другими особенностями (рассмотрим ниже). Чтобы управление автомобилем было более комфортным и безопасным стоит о дополнительных мерах:

  1. У кого слабые руки, можно поменять руль размером больше обычного. При этом хват руля широкий обеими руками, в верхней части обода.
  2. У кого длинные руки: спинку кресла нужно отклонить больше, чем на 75-90 градусов. Ягодицы должны находиться краю кресла. Есть только одно неудобство – шея будет быстро уставать.
  3. У кого короткие руки: ноги должны быть полусогнуты, тело в вертикальном положении. Также можно изогнуть ручку КПП, чтобы не наклоняться к ней.
  4. У кого длинные ноги, нужно принять позу, где ноги и тело образовывают почти прямой угол.

Проверка правильной посадки и ее изменение в зависимости от условий

Осуществив необходимые настройки места, водителю нужно проверить и свою позу. Все хорошо, если основной вес тела приходится на подушку и спинку кресла. Как это проверить? Если получается приподнять руки и ноги вместе – все сделано верно!

Поза водителя за рулем: справа — правильно, слева — неправильно

Совет. В дороге случаются разные опасные ситуации, реакция, как и нагрузка на мышцы, соответственно тоже всегда разная. Поэтому можно немного отклоняться от стандартов положения за рулем.

Настройки будут отличаться, если вы едете, к примеру, по бездорожью: нужно немного развести локти и приподнять вверх – так мышцы торса будут оптимально напряжены, управлять авто будет легче.

Если вы передвигаетесь по городской местности: нужно чуть больше согнуть локти. Чтобы ноги быстро не уставали, важно, после нажатия на педаль, сразу опускать их. Это правило касается и рук: переключили передачу – вернули руку на руль.

Сколько нужно времени, чтобы привыкнуть к правильной посадке?

На усвоение новой привычки человеку требуется 3 недели. Стоит сказать, что это усредненные цифры: кому-то на адаптацию к новому потребуется 15 дней, кому-то все 30. Во всяком случае, чем раньше вы начнете практику, тем лучше. С каждым днем вы будете меньше уставать за руль, проезжать большие расстояния и четче реагировать на внештатные ситуации в дороге.

Заключение

В завершении повторим основные правила правильной посадки. Итак, чтобы не терять реакцию на возникающие обстоятельства, не подвергать опасности свою жизнь и долго не уставать за рулем, нужно:

  • Отрегулировать место водителя: спинка сиденья не завалена назад, плотно прилегает к спине, подголовник защищает затылок;
  • Принять правильную позу: ноги полусогнуты, стопы на педалях, руки полусогнуты в локтях, при хвате руля параллельны друг другу;
  • Не забывать пристегиваться;
  • Настроить зеркала согласно стандартам;
  • Перед поездкой проверять настройки зеркал, сиденья и руля;
  • Менять надстройки в зависимости от дорожных условий: город/бездорожье.⁠

Как правильно сидеть за рулем

Продолжительная работоспособность, быстрая реакция и даже сама жизнь – все это зависит от посадки водителя в кресле. И хотя автолюбитель, находясь за рулем, должен напрочь забыть о слове «удобно», минимальный комфорт ему всегда можно обеспечить. Речь именно о комфорте, а не удобстве, поскольку отдыхать в салоне имеют право исключительно пассажиры. Главное – безопасность, и если назвался груздем – терпи. А статус пассажира и водителя одновременно отнесем к области ненаучной фантастики. Образно говоря, если вы хотите водить машину, а не судьбу за нос, прислушайтесь к советам этой статьи. Она о том, как с помощью соблюдения немудреных правил минимизировать напряжение при управлении автомобилем. И если следовать советам пунктуально в течение не более месяца, то можно самому стать инструктором, знающем о правильной посадке в автомобиле буквально все.

Из области физиологии. Откровенно говоря, сидячая поза считается самой вредной для человека. Однако поскольку рулить стоя мы не можем, приходится адаптироваться к реалиям. Итак, грамотная посадка за рулем позволяет:

долгое время сохранять полноценное кровообращение;

адекватно реагировать на экстремальную ситуацию на дороге

Основа: регулировка сиденья

Именно с водительского кресла начинается отстройка правильного положения в процессе управления машиной. При регулировке сиденья следует учитывать антропометрические данные водителя – его телосложение, рост и вес. Об этом пункте мы расскажем дальше, а пока – стандартные рекомендации.

Водитель должен сидеть так, чтобы:

  • ноги свободно доставали до органов управления, в данном случае педалей;
  • угол наклона спинки составлял 75-90° – этот параметр зависит от того, насколько дальней предполагается поездка;
  • спина водителя должна полностью прилегать к спинке без какого-либо зазора;
  • туловище следует располагать так, чтобы запас хода до края кресла составлял 3-4 см – это минимальный показатель;
  • подголовник – он должен располагаться строго на уровне затылочной части головы.

Типичная ошибка: большой наклон спинки. Если интересуетесь автоспортом, то знаете, что пилоты болидов сидят в креслах, у которых спинка расположена вообще вертикально. Помимо лучшего контроля руля, такое положение позволяет меньше уставать спине. Почему – ответа у врачей нет, но верить профессионалам есть смысл. При этом обе лопатки должны касаться сиденья независимо от того, какой маневр выполняется. Поэтому сиденья у гонщиков имеют специальные изгиб, предотвращающий контакт лопаток от сиденья даже в том случае, если амплитуда движения плеч максимальна. Соответственно, если вы дадите спинке слишком большой угол, в момент отрыва лопаток просто повиснете на руле. То есть контролировать колесо как следует уже не сможете.

Типичная ошибка: слишком низко расположен подголовник. Этот элемент автокресла не должен обеспечивать комфорт – в первую очередь он создан для повышения безопасности. Посмотрите на водителей любой модели Вольво: у них подголовники еще на заводе установлены жестко, без возможности регулировки. И если вы занизите подголовник, считайте, что его нет.

Чем чревата неправильная настройка такой, казалось бы, не самой главной части сиденья? Увы, проблемы могут быть очень большие, потому что в момент удара сзади возникает так называемое хлыстовое, длинное движение головы назад, из-за которого часто повреждаются, а то и ломаются шейные позвонки. А если задняя часть головы водителя в момент аварии была защищена подголовником, то степень безопасности гораздо выше.

Кстати, на рынке уже появились автомобили с водительскими креслами, у которых подголовник имеют еще и горизонтальную регулировку. Если вам достался подобный экземпляр личного авто, то помните: данный элемент должен быть расположен не далее, чем на 3-4 см от затылка

Руль и ручка переключения скоростей

Некоторые шоферы практикуют положение 10 и 2 часа, так как это позволяет прикладывать к рулевому колесу большее усилие. Однако зачем выдумывать велосипед, когда нынешние автомобили поголовно оснащаются усилителями рулевого управления? Это один довод. А второй касается безопасности.

Типичная ошибка. Когда вы активно манипулируете рулем при положении рук 10/2 часа, усилия распределяются несбалансированно. В данном случае вы контролируете машину, но не полностью. И что уж говорить о шоферах, которые ведут свою «ласточку» одной рукой, вторую держа на ручке переключения скоростей… Такая манера вождения подвергает опасности всех находящихся в машине, так как горе-водитель в случае нештатной ситуации не сможет быстро отреагировать на изменения в дорожной обстановке.

Золотое правило: очень важно независимо от используемого положения рук обеспечивать симметричный хват руля. И если вы его научитесь не отпускать даже при совершении экстренных маневров, все будет хорошо! Если говорить о перехвате руля, то он должен совершаться поочередно.

Еще о регулировке руля. В последние годы автопроизводители стали предлагать руль с вертикальной и горизонтальной регулировкой. Казалось бы, очень удобно, если бы не большой процент автовладельцев, стремящихся наклонить рулевую колонку максимально близко к себе, любимому. Их соображения вполне понятны: чем ближе орган управления, тем лучший контроль над машиной. Однако давайте представим, что происходит с таким водителем в момент аварии? Если рулевое колесо находится ближе, чем 35 см к туловищу, то в момент ЧП выстреливающая подушка безопасности причинит немалую боль, а то и сама нанесет травмы. Поэтому весьма рекомендуется наклонять руль так, чтобы до грудной клетки было 35-40 см – ни больше, ни меньше…

Ремень безопасности

Было бы лукавством утверждать, что в нынешней России культура пристегивания ремнем безопасностями уходят корнями в Советский Союз… Напротив, использование этого средства пассивной безопасности у нас рекордно низкое. Однако нужно учитывать, что настройка автокресла, правильная посадки и прочее не дают эффекта без пристегивания! И делать это тоже нужно корректно – так, чтобы датчики измерения объема эйрбэгов сработали вовремя и корректно. Как это сделать?

  • Ремень безопасности однозначно не должен контактировать с горлом водителя или пассажира.
  • Ремень нужно располагать по диагонали – от плеча по всей груди и до бедра
  • Фиксация в кресле должна ощущаться как легкий нажим, не жестко;
  • Зажим фиксатора – он обязан быть тугим, чтобы для открытия замка потребовалось приложить серьезное силовое воздействие.
Читать еще:  Замена двигателя на контрактный - цена и документы для оформления

Типичная ошибка: ненатянутый ремень безопасности. Отрегулировав кресло с рулем, львиная доля российских автовладельцев отправляется в путь с ремнем безопасности, небрежно накинутом на туловище. Особенно часто это происходит зимой, когда водители одеваются в толстые, теплые куртки. Дескать, пустим в глаза пыль гаишникам, что соблюдаем правила ПДД, а сами будем чувствовать себя вольготно… Но это еще полбеды, а вот когда что водитель, что пассажир оставляют средство пассивной безопасности пропущенным за спиной – тем самым они обманывают сигнализатор непристегнутого ремня.

Положение ног на педалях

Этот пункт по важности соперничает с тем, в котором говорилось о правильном хвате рулевого колеса. И его трудно переоценить владельцам машин с механической передач, поскольку во время вождения они вынуждены периодически отрывать ногу от педали. Чтобы без ошибок расположить ноги на данных органах управления и существенно повысить эффективность своих действий, рекомендуется следовать советам.

  • Одна нога должна быть в постоянном контакте с одной из педалей.
  • Между педалью газа и тормоза располагается стопа правой ноги, а чтобы нажать на одну из педалей, следует переносить вес стопы. При этом пятка от пола не отрывается.
  • При нажатии на педали точка опоры должна находиться в середине стопы.

Типичная ошибка: прямые ноги. В случае ДТП несогнутые ноги могут привести к тяжелым последствиям. Соответственно, небольшой сгиб ног обязателен даже в том случае, даже если вы до отказа выжимаете педаль сцепления. Выпрямленная в колене нога, образующая прямую с голенью и бедром – серьезная ошибка в посадке водителя. Не менее травматична позиция, когда приходится отрывать таз от сиденья, чтобы полностью нажать на один из органов управления. Ведь в случае удара вся энергия передастся на бедро, в то время как при слегка согнутом колене импульс частично рассеивается. Безусловно, колено еще сильнее согнется, возможна травма, однако катастрофических последствий избежать удастся.

Настройка зеркал

Итак, вы заняли правильное, удобное положение в автокресле, протестировали доступность органов управления. Далее нужно убедиться, что с места водителя доступен хороший обзор не только спереди, но и сбоку-сзади. Зачем вертеть раз за разом головой при проезде участков, когда лучше настроить зеркала заднего и бокового вида? Эта процедура должна осуществляться строго в соответствии с заданным алгоритмом:

  • наружные зеркала должны отображать небо и дорожное покрытие в пропорции 1:1, то есть условный горизонт находится посередине;
  • с водительского кресла в боковых зеркалах обязательно должна просматриваться ручка задней двери;
  • зеркало заднего вида в салоне должно отображать заднее стекло машины.

Для водителей с нестандартной антропометрией

Если вы далеко не среднестатистический человек с ростом 165-175 см и весом до 90 кг или иными физиологическими особенностями, то стоит следовать нестандартным правилам при посадке в водительское кресло.

  • Слабые руки: решить проблему позволит руль с увеличенными размерами. Захват колеса должен быть широким, в верхней части обода двумя руками.
  • Короткие руки: положение туловище – полностью вертикальное, ноги слегка согнуты. И допустимо изогнуть рычаг КПП, чтобы при манипуляции с ним не нужно было наклоняться вперед.
  • Длинные руки: спинку сиденья следует отклонить на больший угол, чем стандартные 75-90°. При этом ягодицами сдвиньтесь на самый край сиденья: при этом шея будет уставать больше, но придется привыкнуть к этому неудобству.
  • Длинные ноги тоже требуют изменения посадки – ноги с туловищем должны образовывать почти прямой угол. Именно «почти», а не ровно 90 градусов.
  • Маленький размер ноги: подложите небольшую дощечку, подобрав толщину так, чтобы пятки находились над ней.

Проверка правильности посадки и ее изменение в зависимости от условий

Главная задача грамотной посадки за рулем – устойчивость тела, когда основной вес должен приходиться на подушку и спинку кресла. Совершив все необходимые регулировки, проверяем результат: если удается одновременно поднять и ноги, и руки, то все отлично!

Лайфхак. Поскольку при управлении машиной в разных дорожных условиях нагрузка на мышцы спины, рук и ног меняется, допускается отклонение от «золотого» положения в водительском сиденье. Например, когда вы едете по ухабам или скользкому покрытию, чуть-чуть разведите локти рук наружу и вверх – таким образом обеспечивается нормальная работа спинных мышц и легкость управления. Рекомендация особенно актуальна для обладателей переднеприводных моделей.

Если едете по городу, то сгибайте локти чуть больше. Как определить, насколько? Для этого выпрямите руку и положите ее на «баранку» таким образом, чтобы обод находился на уровне локтя. И помните: нога «висеть» над педалью сцепления долго не должна, после смены передачи сразу ее опускайте, иначе мышцы быстро устанут. Это правило действует и в отношении правой руки, которую сразу же после смены передачи следует возвращать на руль.

Сколько требуется времени на «автоматизацию» правильной посадки?

Психологи утверждают, что любому человеку на адаптацию к новым обстоятельствам требуется три недели или 21 день. Однако это средний показатель: у кого-то на выработку безусловной привычки правильно сидеть в кресле водителя уйдет 14 дней, у кого-то – 28. В любом случае уже через месяц вы сможете меньше напрягаться во время вождения, преодолевать без усталости большие дистанции, с высокой степенью вероятности четко реагировать на аварийные ситуации.

Безопасная посадка за рулем: Спинной комфорт

При изучении функциональности сидений моделей премиум-класса меня поразило количест­во регулировок некоторых из них. Специалисты рассказали, что это не просто «навороты», которые намеренно увеличивают общую стоимость автомобиля, а действительно важные регулировки, позволяющие автовладельцу и водителю исключить целый ряд проблем.

Проблематика

Чаще всего водители жалуются на боли в пояснично-крестцовом отделе позвоночника. Возникают они из-за длительной статической нагрузки на поясницу при посадке, которая обусловлена неправильной регулировкой сиденья и плохими или несоответствующими анатомическими его характеристиками.

При длительной езде могут страдать от боли и суставы правой ноги, которой водитель долгое время давит на педаль газа. Еще один недуг сидящих за рулем – дискомфорт в шейном отделе позвоночника, иногда он сопровождается даже онемением пальцев рук. Причина – повышенное напряжение водителя, которому приходится постоянно крутить головой, контролируя дорожную обстановку вокруг машины, а также то, что руки на руле и при его вращении частично находятся во взвешенном состоянии.

Решение проблем

Прежде чем ругать автопроизводителя за неудобные сиденья, нужно самим разобраться, все ли мы сделали, чтобы правильно сидеть за рулем. Ведь от этого зависит нагрузка на позвоночник, а значит, и быстрота появления усталости. Соответственно, чтобы обеспечить минимальную усталость, т. е. максимальную работоспособность, водитель должен правильно расположиться за рулем (см. схему).

Если это не помогает, следует уделить внимание именно сиденьям – подумать об их доработке, тюнинге, замене. Вариантов решения проб­лем с болями в пояснично-крестцовом отделе много. Наиболее простой – подложить под спину в области поясницы небольшую подуш­ку. Ее размер нужно подбирать индивидуально, чтобы на спину приходилась более равномерная нагрузка по всей поверхности контакта. Это позволит частично разгрузить позвоночный столб и легче переносить длительную статическую нагрузку. Также правильный, но более сложный и дорогостоящий способ решения данной проблемы – модернизировать кресло в мастерской, где шьют чехлы для сидений. В некоторых из них предлагают отформовать спинку кресла под вашу спину и стиль вождения. Если таких мастеров нет, можно проконсультироваться у врача и уже самостоятельно рекомендовать мас­терам, как сделать индивидуальное удобное «анатомическое» сиденье. Альтернатива этому варианту – установка кресла от какой-нибудь иномарки с максимальным количеством регулировок. Обычные иномарочные сиденья не всегда подойдут вашей спине, так как они универсальные. Если вы покупаете новый автомобиль, желательно отдать предпочтение модификации, имеющей большее число регулировок кресла.

Зарядка для «хвоста»

Тем, кто проводит много времени за рулем, следует помнить и о необходимости регулярных разминок. Требуется хотя бы раз в два часа делать зарядку, останавливаясь и выходя из авто. Нужно про­йтись, попрыгать, потянуться, наклониться вниз, вправо, влево. Тогда застоявшаяся кровь начнет хорошо циркулировать, доставляя мышцам питательные вещества и кислород.

Если с пояснично-крестцовым отделом позвоночника все в порядке, а перенапрягаются и начинают болеть мышцы шеи и предплечий, водитель, как правило, начинает двигаться, интуитивно выполняя своеобразную гимнастику. Это повороты и наклоны головой, пожимание плечами. Правда, такая вынужденная зарядка за рулем малоэффективна. Спус­тя короткий промежуток времени вы снова почувствуете боль. Чтобы дольше оставаться работоспособным, в дальней дороге необходимо останавливаться и делать зарядку, не дожидаясь появления болей. Помимо вышеперечисленных упражнений, дополнительно делайте повороты головы налево и направо, наклоны в стороны.

Основные требования для правильной посадки за рулем

Разгрузочный подлокотник

Подлокотники в автомобиле, интегрированные в карту дверей и между передними сиденьями, с точки зрения безопасности не очень полезны. В экстремальных случаях, требующих резких маневров, они могут сковывать действия водителя, ограничивая перемещение рук. Но с точки зрения нагрузки на позвоночник и мышцы плечевой области они нужны, так как позволяют быть в частично или полностью расслабленном состоянии, а значит, отодвигают момент наступления усталости. Поэтому подлокотником следует пользоваться, однако только в случаях, когда исключена вероятность возникновения аварийных ситуаций, требующих резких маневров – при движении на больших скоростях в плотных транспортных потоках, при движении ночью по разбитым дорогам и т. д.

Расслабляющий круиз

Для снятия нагрузки на правую ногу, которая постоянно давит на педаль газа, рекомендуем установить на автомобиль круиз-контроль. Эта система позволяет поддерживать заданную скорость движения, что очень полезно при дальних поездках. Варианты установки такой системы самые разные. Если она ставилась на ту или иную иномарку в более дорогой комплектации с завода, ее можно установить на дилерской СТО. Для других машин, даже карбюраторных, можно заказать универсальный комплект в интернет-магазинах. Если у нас подходящего варианта найти не удалось, можно это сделать на зарубежных сайтах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector