Содержание

Признаки неисправности свечей зажигания — 5 основных, как определить проблему

Признаки неисправности свечей зажигания

Для того чтобы проверить исправность свечей зажигания в бензиновом двигателе необходимо их демонтировать. Эта операция обычно выполняется в ходе регламентного обслуживания автомобиля перед началом очередного сезона эксплуатации транспортного средства. В некоторых моделях двигателей, особенно V-образного типа, демонтаж свечей трудоемок. Поэтому целесообразно снимать свечи для проверки, если имеются соответствующие признаки неисправности свечей зажигания. Рассмотрим наиболее существенные из них.

Пропуски зажигания

Пропуски зажигания являются наиболее характерными проявлениями неисправности свечей зажигания. Под пропуском зажигания понимается отсутствие искры в нескольких или одном цилиндре во время работы двигателя. Явление проявляется в виде «троения» двигателя. Силовой агрегат работает неравномерно. При этом значительно уменьшается приемистость двигателя, крутящий момент.

Характерный признак троения двигателя – увеличенная вибрация рычага коробки переключения передач. По мере прогревания двигателя эффект троения может пропасть. Начинают работать все цилиндры. Это связано с тем, что свеча, нагреваясь, возобновляет свои функции искрообразования. Однако, за время отсутствия искры ее рабочая зона замасливается, на ней скапливается непрогоревший бензин. Это приводит к повышенному образованию нагара. В результате этого ее износ ускоряется. Такую свечу обязательно следует заменять.

В двигателях с большим количеством цилиндров (шесть, восемь) троение двигателя может быть незаметно. В этом случае требуется проводить компьютерную диагностику. В современных автомобилях она точно определяет пропуски зажигания в конкретном цилиндре.

Проблемы при запуске двигателя

В момент запуска двигателя, особенно «на холодную», неисправная непрогретая свеча не выдает стабильную искру. При этом затрудняется процесс запуска двигателя. Действительно, запустить двигатель на трех цилиндрах значительно сложнее, чем на всех. Поэтому большинство автолюбителей знает, что проблемы с запуском двигателя часто указывают на наличие проблем со свечами.

Неисправные свечи могут быть причиной нестабильного запуска «на горячую». При запуске двигателя, вышедшего в рабочий температурный режим, угол зажигания устанавливается в позднее смещение. При этом особенно важно, чтобы свечи корректно работали, так как имеется повышенная вероятность их «залития». Залитая рабочей смесью свеча не может образовать искры. В некоторых случаях достаточно подождать около получаса, чтобы вновь запустить двигатель. За это время двигатель (соответственно, датчик температуры) остывает, свеча «высыхает». При появлении проблем с запуском двигателя в первую очередь заменяют комплект свечей.

Изменение состава и качества выхлопных газов

По составу и качеству выхлопных газов можно оценить работоспособность свечей зажигания. Что может указывать на их неработоспособность:

  1. Наличие запаха бензина в отработавших газах. Это свидетельствует о том, что часть бензина не прогорела. Не обязательно это является следствием неисправности свечей. Возможно, имеются проблемы с датчиками, системой впуска, катализатором. Однако имеется высокая вероятность, что попадание бензина в выхлопные газы является следствием плохого искрообразования.
  2. Изменение оттенка выхлопных газов. Такое явление проявляется при образовании на свечах большого нагара.
  3. Увеличение токсичности выхлопных газов. В момент прохождения техосмотра может быть выявлено превышение предельных уровней токсичности выхлопных газов. Это может быть следствием износа свечей. Электроды в результате термических процессов уменьшаются в размерах, изменяя момент искрообразования. При этом меняется угол зажигания, который влияет на содержание окиси кислорода в выхлопных газах.

Увеличение потребления топлива

Плохое искрообразование, троение, изменение угла зажигания негативно сказывается на мощности двигателя, крутящем моменте, приемистости. Водитель при этом начинает больше «утапливать» педаль акселератора. Увеличивается потребление топлива. Иногда такое увеличение может достигать уровня около 20%. Поэтому при увеличении расхода бензина необходимо контролировать состояние свечей.

Сообщения об ошибках двигателя

В современных автомобилях «умные» блоки управления двигателей и бортовые компьютеры следят за состоянием систем, устройств и узлов, в том числе, и за системой зажигания. Поэтому, если на приборной панели или бортовом компьютере появляется сообщение об ошибке двигателя, это может быть признаком неисправности свечей зажигания. Не обязательно сразу демонтировать все свечи, чтобы визуально или аппаратно контролировать их исправно. Следует произвести компьютерную диагностику, чтобы точно определить источник ошибки.

Визуальные признаки неисправности

Действенным способом контроля исправности свечей является визуальный метод. При этом необходимо последовательно демонтировать все свечи. Визуальными признаками неисправности свечи являются:

  • большой нагар на свече;
  • темно-коричневый или красноватый налет на электродах свечей;
  • подгорание или оплавление электродов свечи;
  • признаки разрушения изоляторов;
  • «мокрая» свеча.

В некоторых случаях временно проблему можно устранить методом очистки свечи и прокаливания с помощью газовой горелки или другими методами. Если повреждены изолятор или электроды, такие свечи следует обязательно заменять.

Поиск отказавшей свечи зажигания без демонтажа свечи

В случае, когда необходимо экстренное устранение проблемы неисправности свечей зажигания, в первую очередь, следует определить, какая из свечей неисправна. Если двигатель при этом запускается и троит, тогда задачу можно решить без демонтажа всех свечей. Это позволяет сэкономить время.

Для определения неисправной свечи выполняют следующую последовательность действий:

  1. Снимают высоковольтный провод (или разъем индивидуальной катушки зажигания) с первой свечи.
  2. Запускают двигатель. Если характер работы двигателя изменился (например, начал «двоить» вместо троения или вообще не запускается), тогда первая свеча исправна.
  3. Возвращают на место разъем или провод. Снимают высоковольтный провод со 2-й свечи. Если при этом характер работы двигателя не меняется, значит, свеча неисправна.
  4. Подобные действия выполняют для всех свечей.

Устранение неисправности и замена свечей

Наиболее оптимальным способом устранением неисправности является замена комплекта свечей. Одиночная замена свечи допускается только в экстренном случае. В ходе плановой замены свечей зажигания лучше оставить старый комплект в запас. Его следует очистить, прокалить, положить в неворсистую ветошь и хранить в ремкомплекте, лучше в бардачке или специальном отсеке багажного отделения.

Сейчас в продаже имеется много типов свечей, в том числе, многоэлектродные, платиновые, иридиевые и другие. Не следует покупать дорогие свечи на подгулявший двигатель: эффект будет минимальный. Достаточно установить набор свечей, отвечающий параметрам производителя.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

Неисправности свечей зажигания

Основные признаки неисправности дефектных свечей зажигания в автомобиле.

Несколько десятилетий назад, когда не было никаких цифровых устройств считывания ошибок с компьютера автомобиля (с блока управления двигателем) у водителей самостоятельно обслуживающие свои машины и у работников автомастерских не было возможности в короткий срок установить неисправность того или иного компонента транспортного средства.

В итоге вся диагностика осуществлялась путем визуального осмотра той или иной детали машины, по ее внешнему виду по которому определялась степень износа компонента. То же самое касается и диагностики неисправностей свечей зажигания, состояние которых определялось фактически на глаз. Но, несмотря на это, опытные мастера по состоянию свечей зажигания были способны определять пришло ли время менять их на новые. Давайте сегодня узнаем, как можно узнать состояние свечей зажигания, не прибегая в сложной компьютерной диагностике автомашины.

Помните, что регулярная замена свечей зажигания очень важна для надлежащего функционирования бензиновых двигателей. Стоимость замены свечей в первую очередь зависит от типа двигателя, от количества цилиндров и количества используемых свечей на один цилиндр, а также от стоимости самих свечей.

Средняя стоимость свечей зажигания для бензиновых двигателей в России составляет 285 рублей. Конечно, есть свечи стоимостью и 85 рублей, также как есть и дорогие свечки стоимостью более 1 тыс. рублей.

В том числе помимо этого, если вы не умеете самостоятельно менять свечи, вам придется отдать в автомастерской, в частном сервисе или в техническом автоцентре в среднем от 800 до 4500 рублей в качестве оплаты за работу по замене свечей.

Так что как видите для автомобилей с трехцилиндровыми моторами стоимость замены свечей будет не большой по сравнению с шестицилиндровыми, восьмицилиндровыми или двенадцатицилиндровыми моторами.

Кроме того, очень недешево поменять свечки в высоконагруженных двигателях, которые требуют использования высокопроизводительных свечей зажигания. Например, стоимость таких свечей может составлять от 1000 до 2500 рублей за штуку.

Обычно свечи зажигания имеют срок службы от 30 000 до 60 000 километров пробега автомобиля. Срок службы конечно в первую очередь зависит от качества топлива, от условий эксплуатации автомобиля и от типа и марки используемых свечей.

Также на рынке существует свечи зажигания, которые могут служить до 100 000 километров.

Автопроизводители рекомендуют владельцам автомобилей, как правило, проверять исправность свечей зажигания как минимум 1 раз в год при небольших ежегодных пробегах. Точный интервал плановой проверки и замены свечей зажигания вы можете узнать в руководстве по эксплуатации автомобиля.

В большинстве случаев в бензиновых двигателях на каждый цилиндр используется одна свеча. Но также существуют двигатели (с большим ходом) с так называемым двойным зажиганием. В этой системе топливо воспламеняют две свечи на цилиндр, что дает более равномерное сгорание топливной смеси. Соответственно четырехцилиндровому двигателю с двойным зажиганием требуется при замене восемь новых свечей зажигания.

Как распознать дефектную свечу зажигания

Неисправность свечи зажигания обычно видна невооруженным взглядом при ее осмотре. Но также очевиден дефект свечи, когда речь идет об осечки зажигания, в результате которой машина начинает работать неравномерно и глохнуть. Помните, что при дефекте свечи зажигания в одном из цилиндров двигателя может полностью пропасть процесс воспламенения топлива.

В любом случае плохие свечи приводят к существенным изменениям в работе двигателя. В результате пропуска зажигания несгоревшее топливо может поступать в катализатор. В результате вы можете почувствовать запах бензина.

Еще один важный признак дефекта свечей зажигания это увеличение потребления топлива. Это происходит из-за неполного сгорания топлива в результате пропуска и осечек зажигания.

Для эффективного воспламенения топливной смеси в бензиновом двигателе необходимо, чтобы температура в камере сгорания в короткий срок достигла 400-500 градусов Цельсия (в некоторых двигателях температура может быть выше). Это становится возможным благодаря сжатию смеси, в результате чего температура в камере сгорания повышается (не путайте с температурой охлаждающей жидкости и температурой масла в двигателе).

Читать еще:  Список полноприводных автомобилей до 600 тысяч рублей. рассматриваем бюджетные варианты

Только при высокой температуре топливная смесь легко воспламеняется свечами зажигания. Но при таких температурах срок службы свечей зажигания не может быть большим. Чаще всего на старых свечах можно обнаружить множественные наслоения. Также часто на электродах свечей образуются отложения, которые влияют на качество подаваемой искры в камеру сгорания топлива.

Помните, что если электроды имеют однородный цвет, форму, и не имеют белых или черных отложений, то свечи зажигания являются полностью функциональными.

Проверка свечей зажигания

Нормальная рабочая свеча

Перед вами фотография, на которой вы можете видеть рабочую (нормальную) свечу зажигания, которая имеет минимальное выгорание электрода. В итоге двигатель на такой свече будет работать эффективно и правильно.

Отложения сажи

Заземляющий элемент, электрод и сама свеча покрыты сажистыми отложениями. Свеча неисправна.

Что стало причиной: Как правило, сажистые отложения на свечке образуются из-за неправильной воздушно-топливной смеси в камере сгорания. Например, смесь может быть по каким-то причинам с переизбытком кислорода.

В том числе подобное отложение может быть из-за сильно загрязненного воздушного фильтра, из-за неисправности системы впрыска, выхода из строя датчика температуры и неисправности датчика кислорода (лямбда зонда).

Кроме того, отложение сажи могут образовываться из-за неправильного теплового диапазона свечи зажигания.

Масло на свече зажигания

Заземляющий элемент, электрод и корпус свечи покрыт масленым налетом.

Что стало причиной: Избыточное количества масла двигателя в камере сгорания, которое может быть из-за перелива масла (выше отметки максимум на масленом щупе). Также масло на свечке зажигания может говорить об износе поршневых колец, об износе поршней, блока цилиндров двигателя и направляющих клапанов.

Если машина оснащены турбодвигателем, то масло на свечах зажигания может указывать на неисправность турбокомпрессора.

Лаковые отложения на свечах

На свече заметны лаковые отложения, имеющие коричнево-желтый цвет или зеленый оттенок.

Что стало причиной: Самой распространенной причиной лаковых отложений на свечках являются присадки в бензине и в моторном масле.

Шлаковые отложения

На заземляющем элементе свечи и на электроде заметны большие отложения топлива и моторного масла.

Что стало причиной: Подобные шлаковые отложения (смолисто-коксовые) появляются чаще всего из-за присадок в моторном масле, которые в последние годы чаще всего используются производителями. В результате сгорания присадок образуются большие отложения на свечках, что может являться причиной неправильной работы двигателя и системы зажигания.

Расплавился центральный электрод свечи зажигания

Центральный электрод свечи выгорел. Край заземляющего элемента также оплавился.

Что стало причиной: Чаще всего подобное можно наблюдать при перегреве свечи, в результате неправильного зажигания автомобиля. Также свеча может расплавиться в результате отложений в камере сгорания, неисправности клапанов, низкого качества бензина, а также в результате неправильной затяжки свечи в головке блока

Быстрый износ электрода свечи

На конце электрода и заземляющего элемента виден сильный износ, в результате чего материал важных элементов свечи поврежден.

Что стало причиной: Некачественное топливо на АЗС с наличием вредоносных присадок. Некачественное моторное масло с агрессивными присадками. Кроме того, подобный износ свечей также наблюдается при детонации и перегреве.

Расплавленная свеча зажигания

Сильные отложения на электроде и на заземляющем элементе. Признаки не свечного отложения в результате нагрева.

Что стало причиной: Как правило, при таком виде износа свечей зажигания можно сделать вывод, что в камере сгорания присутствуют отложения, которые самовоспламеняются. Также возможно в головке блока двигателя неисправны клапана. В том числе подобный износ встречается и при использовании некачественного топлива.

Износ разъема свечи

Чаще всего свеча зажигания изнашивается, конечно, с той стороны, где генерируется искра.

Но свеча также может повреждаться с той стороны, где подключается разъем высоковольтного провода.

Что стало причиной: Старые разъемы высоковольтных проводов или перегрев свечи часто приводит к повреждению свечи в месте соединения с проводами высокого напряжения

Какие различия в свечах зажигания?

Как правило, есть два типа свечей зажигания, которые имеют некоторые различия в конструкции. Дело в том, что свеча должна ввинчиваться в двигатель так, чтобы их соединение было газонепроницаемым (герметичным). В зависимости от конструктивных особенностей двигателей есть два типа уплотнений на свечах зажигания:

— Плоское посадочное гнездо свечи с прокладкой (с уплотнительным кольцом)

— Коническое посадочное гнездо свечи без прокладки (без уплотнительного кольца)

Вот графическое представление отличия двух видов свечей зажигания:

Кроме того, в зависимости от двигателя свечи зажигания также имеют ряд других специфических особенностей, которые включают в себя высоту свечей, их резьбу, диаметр, количество электродов, материал электродов (от дешевых до драгоценных металлов), а также их теплотворную способность выдерживать высокие температуры.

Максимальное сопротивление температуры свечи зажигания зависит от способности свечи рассеивать тепло получаемое от головки блока цилиндров, где происходит воспламенение топливной смеси при сжатии.

Турбированные двигатели нагреваются сильнее, чем силовые агрегаты без турбин. Соответственно в турбированных моторах используются более термостойкие свечи зажигания (т.е. с высокой теплотворной способностью).

Тем не менее, законы физики и химии не могут быть нарушены человеком, и высокотемпературные свечи быстрее выходят из строя. Дело в том, что на таких свечах зажигания быстрее образовываются различные отложения.

Есть еще одна отличительная особенностей свечей зажигания — материал электрода используемого в свече.

Обычные свечи используют жаропрочный железо-хром-никелевый сплав. В более дорогих свечках (особенно для мощных моторов) используются драгоценные металлы, такие как иридий, платина или серебро.

Материал, используемый в свечах, влияет на их долговечность, что соответственно влияет на интервал их замены.

В стандартных свечах зажигания используется только один заземленный электрод, когда как в более дорогих используется несколько заземленных электродов.

Самые распространенные свечи имеют два, три и даже четыре заземляющих электрода. Преимущество заземленных электродов в том в более ровной искре, которая меньше затрагивает другие металлические элементы свечи. Также при частичном износе таких свечей, искра будет проводиться по другим заземляющим электродам. В результате свеча, несмотря на частичный износ, будет по-прежнему функционировать.

Как купить правильные свечи зажигания?

К сожалению, производители свечей зажигания используют различные номенклатурные данные в описании своей продукции. Поэтому самостоятельно выбрать свечи не так-то просто. Особенно для тех, кто с этим никогда не сталкивался.

Для того чтобы купить свечи есть два варианта: обратиться в автомагазин, где вам по ВИН-номеру определят нужный тип и модель используемых в вашем автомобиле свечей. Также вы можете выбрать свечи самостоятельно, используя искровые таблицы наиболее распространенных типов транспортных средств.

Кроме того, некоторые производители свечей, такие как Bosch, Beru, NGK и Champion предлагают подобрать нужные свечи, воспользовавшись онлайн-сервисом подбора продукции.

Указав марку, модель, двигатель и т.п. автомобиля вы сможете, онлайн узнать какие свечи подходят вашему автомобилю. Далее получив номер свечей для вашей машины, вы можете заказать их в интернет-магазине или купить их в любом автомагазине.

Признаки неисправности свечей зажигания

Ввиду того, что у свечей зажигания единственное функциональное назначение, их выход из строя сказывается на работе автомобиля однообразно – нарушается процесс поджигания рабочей смеси в цилиндре. Тем не менее, причины и признаки неисправности свечей зажигания разнообразны и бывают обусловлены не только нарушениями в работе мотора, но и поломкой самих деталей.

Что такое свечи зажигания и для чего они нужны

Основные элементы свечи зажигания: 1 — коннектор для подключения кабеля; 2 — керамический изолятор; 3 — прокладка; 4 — электрод.

Свечой зажигания называется устройство, выполняющее поджигание топливно-воздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания. По принципу действия и конструкции они различаются на свечи накаливания, каталитические, дуговые, полупроводниковые, искровые, плазменные и др.

В автомобильных двигателях, использующих в качестве топлива бензин и дизельное топливо, используются искровые свечи. После нагнетания воздушно-топливной смеси в цилиндр между электродами свечи пробегает искра, вызванная напряжением в тысячи вольт. При включённом двигателе свеча работает постоянно, создавая искру в цилиндре и воспламеняя топливную смесь в каждом рабочем цикле.

Количество свечей в конструкции мотора соответствует числу цилиндров. Соответственно, в большинстве автомобилей используется 4, 6 или 8 свечей. Для эффективной работы двигателя, сохранения высокого КПД использования топлива и минимальной амортизации необходимо, чтобы свечи работали одновременно без перебоев. Поэтому рекомендуется использовать свечи с одинаковой конструкцией и материалами. Лучше всего – из одного комплекта. Стандартный интервал обновления комплекта свечей – через каждые 30-40 тысяч километров пробега (для иридиевых свечей – 50-70 тыс. км).

Опытные водители также советуют проводить чистку свечей после каждых 10 000 км пробега, чтобы сохранить ровную работу двигателя и не допустить появления каких-либо признаков неисправности.

Признаки неисправности свечей зажигания

Индикатор Check Engine также может быть признаком неисправности свечей зажигания.

Если свечи зажигания работают некорректно, например, периодически пропускают искру или не создают разряд нужного напряжения, возникают проблемы в работе двигателя из-за недостаточного прогорания топлива.

В результате этого водитель замечает следующие изменения в работе двигателя:

  • Сниженная мощность мотора и при этом увеличенный расход горючего.
  • Провалы в мощности при резком нажатии на газ.
  • Остановка двигателя на высоких оборотах.
  • Долгий запуск двигателя.
  • Не равномерная работа двигателя, даже при спокойной езде.
  • Троение двигателя.

Важно отметить, что некоторые из перечисленных симптомов проявляются только в специфических условиях. Однако и их отсутствие не говорит о нормальном состоянии свечей зажигания. Изношенная свеча может выдавать себя лишь одним из признаков.

Опытные автомобилисты также знают, что подобные признаки неисправности могут сигнализировать и о других неполадках. Проблема может быть в катушке зажигания, высоковольтной проводке, системе питания и других системах, поддерживающих работу двигателя. Поэтому, столкнувшись с одним или несколькими признаками, нужно правильно продиагностировать блок зажигания.

Читайте также: Признаки неисправности катушки зажигания .

Как проверить свечи зажигания

Проверка свечи с помощью стартера.

Если вы заметили какие-то из описанных выше признаков неисправности свечей зажигания, то необходимо провести их проверку как можно скорее. Конечно, лучше всего обратиться к профессионалам, но есть и несколько способов самостоятельной диагностики свечей на предмет поломки или выработки слабой искры.

Один из самых простых – проверка с попеременным отсоединением питания. Сначала от одной из свечей снимается провод и заводится двигатель. Если при этом не изменяется звук работы, то деталь неисправна. В противном случае нужно провести такую проверку для каждой из оставшихся свечей. Прежде чем заменять нерабочий элемент, нужно изучить его визуально – возможно будет достаточно счистить отложения.

Читать еще:  Замена маслосъемных колпачков на ваз 2106 и 2107. учимся чинить сами

Для диагностики на искру также можно выкрутить свечку, подсоединить провод и положить её на клапанную крышку. Далее нужно попросить помощника покрутить стартер. Если деталь находится в рабочем состоянии, на электроде появится искра, чёткая и хорошо заметная.

В автомобильных магазинах продаются специальные устройства с пистолетной конструкцией, предназначенные для тестирования свечей. Элемент вставляется в специальное отверстие и после нажатия на пусковую кнопку даёт искру. Однако есть недостаток – появление искры в пистолете не гарантирует, что под другим давлением в колодце она будет такой же.

Проверка свечи с помощью пьезоэлектрического модуля от зажигалки.

Устройство для диагностики можно смастерить своими руками, приспособив пьезоэлектрический модуль из зажигалки. Его провод подключается к наконечнику свечки, а блок – прижимается к корпусу детали. Искра должна появляться после нажатия на кнопку пьезоэлемента.

Внешний вид свечи зажигания также может не мало рассказать о ее состоянии и причинах поломки:

  • Свеча покрыта тёмным моторным маслом. Причина такой поломки кроется в износе двигателя. Для восстановления нормальной работы нужно провести ремонт маслосъёмных поршневых колец, через которые идёт утечка. Данная неисправность проявляется в детонации и сложном пуске двигателя, независимо от температуры.
  • Раскол изоляции электрода. Легко определяется визуально. Проявляется в виде глубокой детонации, независимо от температуры. Поломка «лечится» заменой свечей
  • Отложения и бархатистый нагар на свече. Причиной такого износа является плохое качество бензина. Настоятельно рекомендуется сразу же менять любимую заправку. Дело в том, что заменить свечи не сложно, однако отложения будет оседать и на других деталях мотора. Для исправления поломки свечи либо чистят, либо заменяют на новые.
  • Перегрев. Определяется по сильному износу верхнего электрода и ярко белому цвету изолятора. Причинами перегрева могут быть неплотное закрывание клапанов или использование бензина с повышенным октановым числом. Необходимо также проверить маркировку – вполне вероятно свечи просто не подходят для данного мотора.
  • Глянец или золотистая поверхность на свечах. Необходимо заменить свечки подходящими для данного двигателя.
  • Механическая поломка. Данная неисправность тоже связана с неправильным подбором детали. Часто поршень ломает свечи со слишком большой длиной. Дополнительный минус заключается в том, что такой удар приводит и к повреждению самого поршня. Для исправления нужно проверить маркировку и поставить правильные свечи.
  • Износ свечи. При нормальном выходе из строя по окончании эксплуатационного ресурса свеча покрывает окалиной и ржавчиной, требуя простой замены.

Таким образом, проверка свечей не составляет большой сложности, а сама деталь не стоит слишком дорого, чтобы можно было сомневаться в необходимости замены. Важно помнить, какой ресурс комплект свечей уже отработал – если пробег близок к 30-40 тысячам километров, можно начинать подбирать замену, потому что старые устройства уже не будут работать с предельным КПД.

Читайте также: Калильное число свечей зажигания — что это такое.

Видео на тему

Признаки и причины неисправности свечей

Процесс замены свечей, как зажигания так и накала, во многом схожи. Это обусловлено способ их установки и местом расположения (в цилиндрах двигателя). В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, как самому поменять свечи, какие инструменты для этого нужны, на каком пробеге их менять, с каким моментом закручивать и другие важные замечания.

Свеча зажигания — это важный элемент электрооборудования, задача которого преобразовывать электрическую энергию в искровой разряд, который в свою очередь воспламеняет топливно-воздушную смесь, находящуюся в цилиндрах. Для наиболее эффективного процесса сгорания в цилиндрах этой смеси, свечой должен безостановочно создаваться требуемый искровой разряд. Еще свеча не должна быть источником калильного зажигания и иметь свойство самоочищаться от нагара.

Свечи накаливания предназначены для облегчения пуска дизельного двигателя в холодную погоду. По сути они являются электронагревательными элементами. В основе их работы лежит электрическая спираль из металла с высоким оммическим сопротивлением. Когда дизельный двигатель работает на морозе, спирали свечей разогревают воздух и холодный металл двигателя, а также топливо до высокой температуры. Как правило, время их работы — 2…5 секунд после включения зажигания.

Свечи зажигания и накаливания рано или поздно выходят из строя. Это может быть вызвано разными причинами — естественными старением, использованием некачественного топлива и механическим повреждением. Рассмотрим подробнее признаки и причины их выхода из строя.

Признаки неисправности

Начнем со свечей зажигания, как более распространенных. Итак, к признакам их неисправности относится:

  • трудности при запуске двигателя (обычно этому сопутствует длительная работа стартера);
  • двигатель «троит» (автомобиль дергается при движении, плохо набирает скорость, у него отсутствует тяга и мощность);
  • значительное увеличение расхода топлива;
  • увеличение количества СО в выхлопных газах;
  • снижение динамики двигателя (недостаточный набор оборотов).

Устройство свечи зажигания: 1 — резьба; 2 — торец корпуса (ободок): 3 — боковой электрод: 4 — центральный электрод; 5 — тепловой конус изолятора («юбочка»)

Здесь стоит оговориться, что перечисленные признаки могут быть указывать и на другие неисправности двигателя. Однако при появлении хотя бы одного из них необходимо проверить состояние свечей зажигания, тем более, что сделать это нетрудно.

Теперь перейдем к свечам накаливания. Признаками их выхода из строя является:

  • Затрудненный запуск двигателя в холодную погоду. В особо сложных случаях вообще невозможно завести машину.
  • На холостых оборотах двигатель работает неровно.
  • Из выхлопной трубы идет белый дым (происходит имитация богатой топливо-воздушной смеси);
  • Неработающий индикатор спирали на приборной панели. Если он не светится, то велика вероятность того, что вышел из строя датчик температуры или предохранитель, но иногда может свидетельствовать и об отказе свечей. а вот когда эта лампочка светится постоянно. В таком случае, скорее всего, нужно заменить тепловой выключатель. Если это не сделать вовремя, то свеча накала может выйти из строя полностью.

Теперь перейдем непосредственно к причинам, по которым свечи вышли из строя.

Причины неисправностей

Вновь начнем со свечей зажигания. Причиной их частичного или полного отказа может быть:

Изношенная и новая свечи зажигания

  • естественный износ;
  • наличие большого количества сажи;
  • наличие масла на электродах;
  • лаковые отложения;
  • шлаковые отложения;
  • выход из строя центрального электрода;
  • расплавление свечи;
  • износ разъема свечи.

Что касается свечей накала, то причинами их неисправностей может быть:

  • естественный износ и старение;
  • низкое качество дизельного топлива (наличие в нем влаги или различных примесей);
  • проблемы с электропроводкой;
  • проблемы с электронным блоком управления.

Как правило, из строя выходит одна свеча. Если неисправны сразу две свечки, то двигатель попросту не заведется. А вот если из строя вышли все имеющиеся, то причину нужно искать, скорее всего, в ЭБУ.

Теперь перейдем непосредственно к главному вопросу, как же поменять свечи зажигания или накала. Во многом эти две процедуры похожи. Итак, по традиции начнем со свечей зажигания.

Как заменить свечу зажигания

Несмотря на разнообразие моделей и двигателей, в большинстве случаев алгоритм замены будет одинаковым (возможно, за исключением небольших нюансов, связанных с конструктивными особенностями того или иного мотора).

Помните, что производить замену необходимо при выключенном двигателе. Более того, необходимо дать некоторое время мотору и свечам остыть, в противном случае вы рискуете получить ожог.

Для работы вам понадобятся следующие инструменты:

  • ключ-трещотка с храповым механизмом (свечной ключ);
  • удлинитель для ключа (в некоторых случаях он нужен, если доступ к ГБЦ простой);
  • свечная головка (обычно входит в комплект с ключом);
  • инструмент для замера искрового зазора между электродами (это может быть специальный измеритель или соответствующий набор щупов);
  • новые свечи (их выбор мы в данной статье рассматривать не будем);
  • набор стандартных слесарных инструментов (ключи, отвертки) для демонтажа защитного кожуха на двигателе;
  • металлическая проволочная щетка или компрессор;
  • диэлектрическая смазка;
  • диэлектрический силиконовый компаунд.

Итак, пошаговый алгоритм замены будет следующим:

  1. Снимите защитный кожух с двигателя и другие элементы, если они ограничивают доступ к свечам зажигания.
  2. С помощью компрессора или щетки уберите грязь вокруг свечи, чтобы в дальнейшем она не попала в свечной колодец (можно попросту хорошенько продуть пыль ртом).
  3. Возьмитесь рукой за колпачок провода как можно ближе к двигателю и аккуратно потяните на себя с тем, чтобы снять клемму со свечи. Не дергайте, чтобы не повредить колпачок или провод.
  4. Возьмите подготовленный торцевый ключ с удлинителем и свечной головкой, и с его помощью выкрутите старую свечу из ее посадочного места. Лучше выкручивать и менять свечи по одной. В противном случае пометьте последовательность подключения проводов.
  5. Проверьте состояние резьбы свечного колодца (посветив фонариком если это возможно). При необходимости очистите ее и воспользуйтесь диэлектрической смазкой (о ней речь пойдет позже). А на клемму подключения желательно нанести диэлектрический силиконовый компаунд с тем, чтобы в будущем ее было легче отсоединять от свечи.
  6. Также проведите ревизию проводов и клемм. Для их очистки можно воспользоваться проволочной щеткой, ветошью или компрессором со сжатым воздухом. В случае, если изоляция или клеммы проводов имеют значительный износ, то лучше их заменить. Значение сопротивления изоляции можно проверить омметром (мультиметром), ее значение не должно быть менее 0,5 МОм.
  7. Вкрутите в колодец новую свечу. При этом желательно использовать динамометр с указанием крутящего момента (о значениях момента мы поговорим ниже). Если динамометра у вас нет, то выбирайте значение «по ощущениям». Свечу не нужно «перекручивать», так это может повредить резьбу и нарушить теплообмен.
  8. Подсоедините клемму к свече.
  9. Установите ранее демонтированные защитные элементы, в том числе защитный кожух.

Если старая свеча не полностью сжигала топливо, то под ней наверняка собралось некоторое его количество. Соответственно, когда вы установите новую свечку, то ей понадобится некоторое время, чтобы сжечь этот остаток. При этом, скорее всего, обороты двигателя будут немного выше обычного. Не беспокойтесь, через пару минут после запуска все придет в норму.

Старайтесь ничего не ронять в свечные колодцы. Если туда попала пыль или мусор, можно воспользоваться компрессором для их удаления. Также можно запустить двигатель без свечи, и поршень сам вытолкнет топливную смесь, смешанную с мусором.

Как поменять свечи накала

Теперь перейдем к пошаговой инструкции о том, как поменять свечи накала. Для этого вам понадобятся следующие инструменты:

  • трубчатый ключ для откручивания свечей (обычно входит в стандартный набор инструментов при покупке машины) с удлинителем;
  • новые свечи накала;
  • диэлектрическая смазка и диэлектрический силиконовый компаунд;
  • набор слесарных инструментов (ключи, отвертки) для демонтажа защитного кожуха на двигателе;
  • металлическая проволочная щетка или компрессор;
  • развертка соответствующей длины и с подходящей резьбой.
Читать еще:  Как проверить тахометр своими силами? способы, советы и рекомендации

Помните, что замену свечей накала нужно проводить на остывшем двигателе. В противном случае вы можете получить ожог. Хотя в некоторых случаях, когда свеча сильно прикипела, необорот рекомендуют на горячем, но исключительно лишь чтобы сорвать её с места.

Алгоритм действий по замене будет выглядеть следующим образом:

  1. Необходимо демонтировать пластиковый защитный кожух с двигателя (при его наличии), а также элементы, которые могут препятствовать нормальному доступу к свечкам.
  2. Далее следует снять верхний кожух головки цилиндров (предварительно открутив крепежные элементы). Также для удобства работы рекомендуется удалить масляный щуп.
  3. Со свечи снимаются контактные провода. Эту операцию нужно проводить аккуратно, тянуть необходимо за колпачок у самого корпуса свечи, в противном случае вы рискуете повредить провод или контактные клеммы.
  4. С помощью свечного ключа свечу аккуратно выворачивают из посадочного места. Проводить замену лучше по одной свече с тем, чтобы не перепутать контактные провода. В противном случае последние нужно пометить.

Ввертыши для свечного колодца

  • Проведите ревизию посадочного места (резьбы). Для этого воспользуйтесь разверткой (болтом или болванкой с резьбой, которая подходит к посадочному месту). Она позволит убрать грязь и нагар с канавок. Нанесите на резьбу диэлектрическую смазку. Аналогично выполните ревизию клеммы. Очистите ее с помощью щетки или компрессора. После этого нанесите диэлектрический силиконовый компаунд.
  • Установите в посадочное место новую свечу и докрутите ее с помощью ключа. Желательно для этого пользоваться динамометрическим ключом (о моментах мы поговорим ниже). Если его нет, то старайтесь не перекручивать резьбу.
  • Подсоедините к свече провод.
  • Установите на место верхний кожух головки цилиндров, а также защитный кожух.
  • В некоторых случаях нет необходимости устанавливать новые свечи накала, вместо этого достаточно провести проверку и диагностику старых. Как это сделать вы можете почитать в дополнительном материале. После выполнения ревизии свеча еще может прослужить долгое время.

    Все нормально, если:

    1. Резьба 1 абсолютно сухая, а не влажная;
    2. Ободок 2 — имеет темный цвет и тонкий слой нагара или копоти;
    3. Цвет электродов 3, 4 и изолятора 5 может быть от белесого, светло-серого, светло-желтого до светло-коричневого.

    О неисправности можно узнать по:

    1. Мокрой резьбе, она может быть в бензине, масле.
    2. Ободку покрытым черным, пятнистым рыхлым нагаром.
    3. Электродам и изолятору, если их цвет темно-коричневый с пятнами, иногда на самом сгибе бокового электрода появляется желтое пятно.

    Если свеча устанавливается негерметично, тогда появляются темные ободки снаружи металлического корпуса и на изоляторе. В таком случае свеча не работает, ободок, конус изолятора и электроды покрываются нагаром и становятся влажные. Отложения сажи можно, очистить щеткой имеющей металлический ворс, в том случае, когда заметны механических повреждений и оплавлений следует произвести замену свечи.

    Отдельное внимание нужно обращать на цвет нагара свечи, он может многое рассказать о состоянии двигателя.

    Как правильно заменить свечи зажигания?

    Напоследок дадим вам несколько полезных советов, которые не только помогут вам правильно поменять свечи зажигания или накала, но и позволят избежать различных неприятностей.

    1. Проследите за тем, чтобы нагар или грязь около колодцев ни в коем случае не попадали в камеру сгорания. Для этого удалите пыль и грязь еще до удаления старых свечей. Если это случилось, можно воспользоваться компрессором, чтобы выдуть грязь оттуда. Или на бензиновом двигателе можно попробовать запустить мотор без свечи, вследствие чего поршень сам выбросит топливную смесь с грязью в подкапотное пространство.
    2. Для замены свечей (особенно это актуально для свечей зажигания) пользуйтесь специальным свечным ключом (или хотя бы головкой). Дело в том, что эти приспособления не только облегчают работу, но и плотно держат непосредственно свечу, не давая ей упасть в подкапотное пространство. Как правило, свечной ключ при покупке машины идет в наборе. Если у вас его нет, то купите в автомагазине, он недорого стоит.
    3. Лучше всего менять свечи (как откручивать, так и закручивать) на холодном, а не на горячем двигателе. Это связано с тем, что теплая резьба больше подвержена деформации.

    При установке или замене свечей нужно выбрать правильный момент затяжки. Если момент затяжки будет сильно большой, свеча может повредиться, а слишком низкий момент затяжки станет причиной плохого теплоотвода и уплотнения. Большинство производителей указывает на упаковке конкретные значения крутящего момента. Приведем для вас таблицу от известного производителя DENSO, на которую вы можете ориентироваться:

    5 признаков неисправности свечей зажигания

    Признаки неисправности свечей зажигания доступны для определения даже неопытному автолюбителю. Недорогая, по стоимости, деталь системы зажигания карбюраторного и инжекторного двигателя внутреннего сгорания, незаменима для его устойчивой работы. Их исправность должна проверяться во время планового ТО, а замена производится согласно установленного производителем регламента.

    Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

    Конструктивные особенности и принцип работы

    С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания, принцип работы свечи зажигания не претерпел серьезных изменений. Ее основной задачей является преобразование электрической энергии в высоковольтную дугу, которая воспламеняет топливную смесь в камере сгорания.

    • Керамического изолятора, обеспечивающего бесперебойность и устойчивость образования искры.
    • Металлического корпуса, для герметичной установки в двигатель.
    • Электродов, для подачи и преобразования электрического тока в дугу (искру).
    • Контактной головки, на многих образцах имеет резьбу для соединения.

    Наиболее распространенный, классический вариант свечи, имеет два электрода, центральный и боковой. Ток подается от источника по специальным высоковольтным проводам, подсоединенным к контактной головке, на свечу, в последовательности, установленной системой зажигания.

    Понятие «свечной зазор»

    Для образования искры, между электродами свечи установлен зазор. Его величина строго рассчитана и отклонение может иметь негативные последствия.

    В зависимости от напряжения, регулируется и расстояние между электродами. Например:

    • Карбюраторная ВАЗ 2108 рассчитана на 17 кВ — рекомендуемый зазор составляет 0,7 мм.
    • Инжекторная ВАЗ 2111 потребляет 22 кВ и имеет свечной зазор 1,1 мм.

    Высокое напряжение с заниженным зазором может привести к пробою и выходу из строя системы зажигания. Слишком большой зазор, при недостаточном напряжении, приведет к полному отсутствию искры. Такая проблема неисправных свечей может осложнить запуск и работу двигателя.

    Если автомобили прошлых лет спокойно переносили отклонение зазоров между электродами, то современные модели относятся к свечам очень чутко. Неполное сгорание топлива из-за плохого воспламенения ведет к потере мощности и дополнительным нагрузкам на коленвал, увеличивает расход бензина и снижает динамические показатели автомобиля.

    Проверить правильность зазора, который может измениться в процессе эксплуатации за счет перепадов температур, вибраций и плохого качества топлива, под силу любому автолюбителю. Производители Форд Фокус, Форд Фокус2 рекомендуют профилактическую проверку ежегодно. За это время происходит увеличение зазора примерно на 0,1 – 0,15 мм.

    Для самостоятельной проверки потребуется набор инструментов, включающий в себя отвертку и специальный свечной ключ. В целом процедура выглядит следующим образом:

    1. Что бы исключить травмирование, не проводите демонтаж на разогретом двигателе, дайте ему остыть.
    2. Отсоедините закрепленные на свечах провода высокого напряжения, запомните последовательность.
    3. С помощью специального ключа выкрутите свечи.
    4. Проверьте и установите, используя отвертку для отгибания/загибания бокового электрода, нужную величину.
    5. Установите свечи и провода в обратной последовательности.
    6. Проведите пробный пуск двигателя. Он должен запуститься легко и работать без перебоев. Это значит зажигание выставлено правильно и все свечи работают.

    Перед началом проведения процедуры обязательно ознакомьтесь с инструкцией завода изготовителя. Уточните рекомендуемые им марки свечей и необходимую величину их зазора. На некоторых современных марках автомобиля выкрутить свечи самостоятельно не получиться из-за труднодоступности расположения.

    Калильное число и «самоочищение»

    Температурные процессы в камерах сгорания различных моделей двигателей имеют некоторые отличия. Для оптимальной работы свечи в каждом конкретном двигателе, предусмотрена их сертификация по показателю теплоты сгорания – калильного числа. К примеру, на Форд Фокус оно составляет 7 и прописано в маркировке PFR7S8EG, после PFR, относятся к классу «холодных», применяемых на двигателях с повышенной компрессией и степенью сжатия, для топлива с высоким октановым числом.

    Свечи имеют свойство «самоочищения», которое предусматривает, при температуре выше 450 С градусов, сгорание образовавшихся частиц сажи. Этот эффект оказывает положительное воздействие на продолжительность, качество работы и отсутствие неисправностей. В результате таких действий, как:

    Продолжительная работа двигателя на холостых оборотах. Длительное движение без нагрузки на оборотах, не превышающих 2500 в минуту. Частые поездки на расстояние менее 50 км в щадящем режиме.

    Самоочищение не происходит и результат – неисправность мотора не заставит себя долго ждать. Повысится расход топлива, снизится мощность, появятся провалы и перебои в работе двигателя. Свечи не любят бережный режим эксплуатации и требуют периодического драйва и нагрузок.

    Диагностика работы двигателя по внешнему виду свечи

    Принять решение проверить свечи зажигания можно после проявления следующих характерных признаков и симптомов:

    1. Автомобиль стал «тупить» при резком нажатии на педаль акселератора.
    2. Заметно повысился расход топлива.
    3. Загорается лампочка, сигнализирующая о неисправностях двигателя.
    4. В зимнее время затруднен запуск двигателя.
    5. Неустойчивая работа на холостых оборотах.

    Для точного диагностирования, перед выкручиванием свечей, тщательно прогрейте двигатель. Хорошо, предварительно проехать не менее 250 км. По своему внешнему виду они могут быть чистыми с электродом светло-серого цвета – свеча находится в идеальном состоянии и не является причиной возникших проблем.

    Нагар напоминает отложение известняковых пород – говорит о наличии несгораемых присадок в масле, возможны такие же отложения на поршневой системе, что может привести к серьезной поломке двигателя.

    Черный цвет электродов будет свидетельствовать о слишком «богатой» топливной смеси – именно такое состояние свечи бывает при повышенном почти в 2 раза расходе бензина.

    Отложения смолянистой консистенции, напоминающий деготь – признак неработающей свечи, без всяких сомнений меняйте ее на новую свечу.

    Разрушение керамического слоя изолятора – механическое воздействие (падение, удар) перед установкой, ремонту не подлежит, необходимо произвести замену. При наличии около центрального электрода металлических частиц или оплавления металлических элементов – является признаком избыточного перегрева, что может привести к пригоранию поршней и выходу из строя клапанов. Серьезная компьютерная диагностика двигателя в этом случае обязательна.

    При самостоятельной обратной установке свечей на двигатель следует учитывать величину прилагаемого для закручивания усилия, которая составляет 30 Нм. Для этого используется специальный динамометр.

    Провести профессиональную диагностику двигателя и всей системы зажигания можно в сервисном центре, который подберут по вашей заявке на сайте Uremont.com опытные менеджеры.

    Попробуйте наш сервис по подбору СТО

    Создание заявки абсолютно бесплатно и займет у вас не более 5 минут

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector