Содержание

Как проверить помпу, не снимая с двигателя? читай о способах

Как проверить помпу, не снимая с двигателя? Читай о способах

Довольно много автовладельцев задаются вопросом, как проверить помпу, не снимая с двигателя. Ведь без толку лезть в систему охлаждения крайне не рекомендуется, поэтому стоит научиться производить проверку непосредственно на автомобиле. Обратите внимание, что это позволит минимизировать время ремонта, а также даст возможность избежать лишних затрат на ненужные комплектующие. Провести такую диагностику сможет даже совсем неопытный водитель, что облегчит ему задачу, особенно если произойдет неожиданный нагрев мотора. Не затягивайте с проведением диагностических работ, помните, что, перегрев силовой установки приводит к быстрому выходу ее из строя.

Как проверить помпу, не снимая с двигателя, вопрос на самом деле достаточно простой. Никаких проблем с этим возникнуть не должно. Но, нужно знать, как работает эта система. Внимательное изучение процесса работы значительно упростит процесс диагностики. Еще один момент, который не стоит забывать, это возможность провести такую диагностику в любой удобный момент. Даже если вы находитесь на дороге в безлюдной местности, можно провести проверку и принять решение о дальнейшем передвижении.

Содержание

Технические особенности

Для начала, давайте рассмотрим основные технические характеристики и особенности водяной помпы, это позволит не только правильно поставить диагноз, но и понять почему произошла поломка.

Перекачка антифриза происходит с помощью крыльчатки, которая крепится на валу. Привод осуществляется от коленчатого вала мотора, для этого используется ременная передача. Тут стоит уточнить, что на практике применяется 2 метода привода для помпы:

    Напрямую от коленвала. Такой способ применяется на моторах с цепным ГРМ. Обычно один ремень приводит в работу генератор и помпу, иногда сюда же подключают ГУР и насос кондиционера;

  • Другой вариант, это привод от ремня ГРМ. Тут есть один серьезный недостаток. При заклинивании подшипника в помпе, происходит обрыв ремня, что приводит к поломке системы газораспределения, а при определенных условиях и к полной переборке двигателя. В этом случае следует тщательно следить за состоянием помпы.
  • Корпус насоса обычно размещен в передней части мотора. Это позволяет наиболее оптимально осуществлять перекачивание охлаждающей жидкости по системе. Также именно такой подход делает возможным использовать в качестве движущегося элемента именно шкив коленчатого вала. Помимо этого, размещение детали спереди облегчает доступ к ней для ремонта.

    Основные неисправности помпы напрямую связаны с ее техническими особенностями, соответственно, необходимо учитывать это при проведении диагностических действий. Как правило, все признаки неисправности полностью связаны с особенностями разных элементов, которые обеспечивают работу системы охлаждения вашего автомобиля.

    Как проверить?

    Важным моментом является проверка помпы. Многие автолюбители считают, что для ее диагностики необходим демонтаж детали, но в большей части случаев можно обойтись и без этого. Существует ряд признаков, по которым можно понять, что проблема именно в помпе. Для начала стоит отметить, что большая часть производителей рекомендует производить замену водяного насоса через 60-80 тысяч километров. В некоторых случаях в регламентах указана необходимость замены одновременно с ремнем привода ГРМ. Поэтому, если помпа на вашем автомобиле прошла такой пробег, то имеет смысл при первом удобном случае заменить ее.

    Обратите внимание, что использование некачественного антифриза или же смешивание несовместимых типов охлаждающей жидкости могут привести к повышенному износу помпы. Поэтому, всегда уделяйте внимание составу жидкости, которую используете для охлаждения.

    Диагностика производится в следующем порядке:

    • Запустите двигатель, и прогрейте его до рабочей температуры;
    • Далее пережмите рукой патрубок, который идет от радиатора к помпе. При полностью рабочем насосе вы будете ощущать создаваемое им давление. Обычно, это ощущается в виде достаточно сильных толчков. Если они есть, то проблем с водяной помпой нет никаких;
    • Если толчки слабые или полностью отсутствуют, то нужно перейти к более тщательному осмотру помпы. Заглушите мотор, на некоторых моделях потребуется демонтировать кожух привода ГРМ. Обращайте внимание на наличие подтеканий возле места крепления насоса, также антифриз может вытекать через сальник шкива. Если имеются такие признаки, то однозначно требуется снятие помпы и ее дефектовка.

    Также стоит помнить, что у неисправностей помпы имеется целый ряд дополнительных признаков, которые невозможно пропустить. В частности, при некоторых неисправностях помпа начинает выть или стучать, также, практически во всех случаях, наблюдается перегрев мотора. Известны случаи, когда владельцы пригоняли автомобиль в автосервис для замены распределительного вала, а по факту оказывалось, что стучит помпа.

    Возможные неисправности

    Теперь давайте разберемся в основных неисправностях помпы, у всех проблем имеются свои признаки, их знание позволит более грамотно производить диагностику. Итак, чаще всего водители сталкиваются со следующими причинам:

    • Разгерметизация детали. В этом случае охлаждающая жидкость уходит через сальник вала, или через прокладку. Тут наблюдается снижение эффективности насоса, часть давления теряется из-за нарушения герметичности. При такой неисправности часто наблюдают потеки антифриза, также он быстро уходит из системы;
    • Износ подшипника. Вал, на котором закреплена крыльчатка, имеет подшипник, который со временем изнашивается и может выйти из строя. Заклинивание подшипника, как уже упоминалось, на некоторых движках может привести к ряду серьезных поломок. Тут стоит учитывать, что такая проблема может проявляться по-разному. Чаще всего, подшипник начинает выть, это происходит вследствие выработки смазки, а также высокого уровня износа обоймы. Но, иногда поломка проявляется стуком. Происходит это в случае, когда подшипник полностью или частично разрушился. Еще один вариант неисправности – заклинивание подшипника, в этом случае помпу невозможно провернуть;
    • Разрушение крыльчатки. Это редкая неисправность, но все же случается. Причина в некачественном исполнении детали. При такой поломке наблюдается сильный грохот сразу после запуска мотора, автомобиль быстро перегревается.

    Как устранить проблему?

    Если выявили неисправность, следует ее в максимально короткие сроки устранить. Тут стоит понимать, что помпа это все же расходник, и в большей части случаев проще полностью заменить ее.

    При наличии течи через прокладку, достаточно просто снять помпу и заменить прокладку. Обратите внимание, что тут требуется обеспечить нормальную герметичность. Поэтому, обязательно тщательно затягивать гайки крепления. Многие водители смазывают прокладку герметиком, такая предосторожность будет не лишней. Это позволит значительно уменьшить риск образования течи. Через некоторое время следует проверить затяжку гаек, от вибрации двигателя они могут ослабится.

    Если причина в подшипнике или крыльчатке, то наиболее оптимальным решением будет замена водяного насоса. Ремонт в этом случае сложен, а вот его эффективность маленькая, поэтому лучше купить новую деталь и установить. Не забудьте после замены помпы прокачать систему охлаждения, это позволит удалить все воздушные пробки, что увеличит эффективность ее работы.

    Выводы. Система охлаждения должна работать с максимальной эффективностью, иначе возникнут проблемы с двигателем. Поэтому, знать, как проверить помпу, не снимая с двигателя, просто необходимо. Это позволит избежать дорогостоящего ремонта силового агрегата и значительно сэкономит вам деньги.

    Как проверить помпу, не снимая с двигателя? читай о способах

    Есть проблема — перегрев.
    На хх в пробке температура ползет далеко вверх, печкой не удается сбить ее до нормы.
    Если газовать (т.е. крутить мясорубку быстрее) то температура начинает падать.
    При езде температура падала до 65-70гр. до замены термостата. После замены термостата на Ween 82гр. температура при езде уверенно держится на 80гр. Но как только остановишься и постоишь на ХХ, то начинает ползти вверх.
    Радиатор вроде не сильно забит. По идее не из-за него, хотя все возможно.
    Мясорубка не проскальзывает. Стоит пластиковая 6 лопастей (по диаметру меньше диффузора на 5см примерно).

    Грешу на производительность помпы (может быть там уже крыльчатку разъело?).
    Как можно проверить ее состояние не снимая с двигателя? Все-таки это не 5-и минутное занятие и хочется быть наверняка уверенным что не зря разбираешь.

    УАЗ 31519, дв.421 1997г.в.

    Заранее спасибо за ответы.

    Есть проблема — перегрев.
    На хх в пробке температура ползет далеко вверх, печкой не удается сбить ее до нормы.
    Если газовать (т.е. крутить мясорубку быстрее) то температура начинает падать.
    При езде температура падала до 65-70гр. до замены термостата. После замены термостата на Ween 82гр. температура при езде уверенно держится на 80гр. Но как только остановишься и постоишь на ХХ, то начинает ползти вверх.
    Радиатор вроде не сильно забит. По идее не из-за него, хотя все возможно.
    Мясорубка не проскальзывает. Стоит пластиковая 6 лопастей (по диаметру меньше диффузора на 5см примерно).

    Грешу на производительность помпы (может быть там уже крыльчатку разъело?).
    Как можно проверить ее состояние не снимая с двигателя? Все-таки это не 5-и минутное занятие и хочется быть наверняка уверенным что не зря разбираешь.

    УАЗ 31519, дв.421 1997г.в.

    Заранее спасибо за ответы.

    Косвенные признаки неисправной помпы:
    1. Сильный перепад тампературы до и после радиатора, как основного так и печки т.е. шланг обратки НАМНОГО холоднее подачи.
    2. На максимальной скорости вентилятора печки через несколько секунд начинает идти холодный (чуть теплый) воздух.
    Но единственный достоверный способ — снять и посмотреть! Это не так долго и сложно как кажется. Максимум час работы на все.

    PS. У себя за 3 года поменял 4 помпы. То с сальника текло, то крыльчатка на валу болталась, то подшипник подклинивать начал. Ни одну снятую помпу обратно ставить не захотел 🙁

    В Вашем случае, если косвенные признаки отсутствуют, я бы начал с проверки УОЗ и промывки радиатора.

    Косвенные признаки неисправной помпы:
    1. Сильный перепад тампературы до и после радиатора, как основного так и печки т.е. шланг обратки НАМНОГО холоднее подачи.
    2. На максимальной скорости вентилятора печки через несколько секунд начинает идти холодный (чуть теплый) воздух.
    Но единственный достоверный способ — снять и посмотреть! Это не так долго и сложно как кажется. Максимум час работы на все.

    Читать еще:  Удаление сколов на автомобиле своими силами - как убрать, ремонт кузова

    PS. У себя за 3 года поменял 4 помпы. То с сальника текло, то крыльчатка на валу болталась, то подшипник подклинивать начал. Ни одну снятую помпу обратно ставить не захотел 🙁

    В Вашем случае, если косвенные признаки отсутствуют, я бы начал с проверки УОЗ и промывки радиатора.

    До и после радиатора (нижний и верхний патрубки) одинаковой температуры (когда термостат открывается).
    Шланги печки не проверял (проверю отпишусь).
    Печка дует нормальным теплым воздухом.
    Снять и посмотреть это конечно хорошо, но как-то пугает 🙂

    Попробую УОЗ проверить и помыть радиатор.

    Попробуй продуть соты радиатора сжатым воздухом, так же промыть радиатор в снятом положении.
    Буквально три недели назад была такая же беда, на ходу машина остывала до 70 градусов, а на холостых температура лезла за 80. Продул воздухом соты, потом соты промыл водой со шланга(давлением примерно как дома в кране). Всё прошло. даже на холостых не поднимается выше 80.

    Эх, чувствую что ближайшие выходные мне придется устраивать пляски с радиатором и душем :))) Попробую.

    До и после радиатора (нижний и верхний патрубки) одинаковой температуры (когда термостат открывается).
    Шланги печки не проверял (проверю отпишусь).
    Печка дует нормальным теплым воздухом.
    Снять и посмотреть это конечно хорошо, но как-то пугает 🙂

    Попробую УОЗ проверить и помыть радиатор.

    Промывка радиатора и изнутри и снаружи не так срташна, как кажется! Успехов!

    Промывка радиатора и изнутри и снаружи не так срташна, как кажется! Успехов!

    Она-то не страшна, просто время не много 🙂
    А шланг с напором воды у меня только на даче. т.е. полюбому день займет 🙂

    Здесь все более менее расписано, что да как в системе охлаждения проверять.
    Радиатор скорее всего хороший а вот помпа похоже очень плюс к этому и возможно плохо держит крышка радиатора.
    http://landrover.ajp.ru/Причины%20перегрева%20мотора..htm. К сожелению этот саит был дописан но ещё не вошол в интернет полностью.

    Да, я читал это. Очень поучительно.
    Хочется попробовать с щелью в шланге печки. чтоб стрельнуло жижей на полметра 🙂

    Грешу на производительность помпы (может быть там уже крыльчатку разъело?).
    Как можно проверить ее состояние не снимая с двигателя? Все-таки это не 5-и минутное занятие и хочется быть наверняка уверенным что не зря разбираешь.

    УАЗ 31519, дв.421 1997г.в.

    Заранее спасибо за ответы.

    Откровенно сказать помпу 421 знаю плохо. Никогда в руках не держал. А вот старую добрую сделанную по образу 21й можно было бы слегка проревизировать. Дело в том что на ней через всасывающий патрубок крыльчатка сама не видна. Виден корпус сальника, вращающийся с нею. И если она пробуксовывает на валу, то это можно проверить застопорив корпус сальника вставив длинную отвертку через всасывающий патрубок в его щель и попробовав провернуть вал . Разумеется ОЖ придется слить и подводящий от радиатора нижний шланг от помпы отсоединить.

    Откровенно сказать доводилось не раз слышать/читать о пробуксовке, но сам ни разу не сталкивался и честно говоря ума не приложу , как такое может быть.

    Я писал два месяца назад про помпу: http://forum.uazbuka.ru/showthread.php?t=61229, проверь может такая же хрень.

    Крышка хорошая, уровень не падает. С этим вроде проблем нет.
    Я тут продул радиатор воздухом (много пуха и т.п. было) и установил 11 лопастей от газели. На выходных посмотрим как дела. Пока вроде нормально стало.

    Откровенно сказать помпу 421 знаю плохо. Никогда в руках не держал. А вот старую добрую сделанную по образу 21й можно было бы слегка проревизировать. Дело в том что на ней через всасывающий патрубок крыльчатка сама не видна. Виден корпус сальника, вращающийся с нею. И если она пробуксовывает на валу, то это можно проверить застопорив корпус сальника вставив длинную отвертку через всасывающий патрубок в его щель и попробовав провернуть вал . Разумеется ОЖ придется слить и подводящий от радиатора нижний шланг от помпы отсоединить.

    Откровенно сказать доводилось не раз слышать/читать о пробуксовке, но сам ни разу не сталкивался и честно говоря ума не приложу , как такое может быть.

    Мысль интересная, при случае попробую. Еще есть тема что там внутри из-за дефектов литья может быть перекрыт канал наполовину. Вот это заодно можно и проверить.

    Лучше пощупаи на ХХ шланги на входе и на выходе на разницу температуры. К томуже при нормальном не забитом радиаторе и хорошей тяге помпы при прогазовке нижний шланг должен сжиматься. Радиатор то создает сопротивление воде по этому на выходе и сжимает шланг. А лучше всего при этом сровнить пемпратугу шланга на выходе срадиатора с другой машиной. В сравнение лучше будет видно. Но лучше щапать не шланг а ваночку радиатора снизу.
    Удачи.

    Температура у обоих шлангов практически одинаковая (при полном прогреве и открытии термостата). Может быть верхний чуть холоднее.
    Нижний должен сжиматься? Не верхний? При работе на ХХ у меня нижний плотный достаточно, но рукой прожимается нормально. А вот как раз верхний при остывании чуть сжимается.

    А что ванна снизу? Она должна быть горячее чем верхняя?

    Крышка хорошая, уровень не падает. С этим вроде проблем нет.
    Я тут продул радиатор воздухом (много пуха и т.п. было) и установил 11 лопастей от газели. На выходных посмотрим как дела. Пока вроде нормально стало.

    И дальше будет нормально. Судя по температуре шлангов помпа работает отлично! :-).
    Верхний шланг ( и бачек (ванна) радиатора соответсвенно)должнен быть немного горячее нижнего градусов на 5-10 на ущупь неотличимо.
    Пробовал ставить себе крыльчатку 11 лопастей. Охлаждает, конечно классно, но ремень жрет со страшной силой и помпа прожила 1 сезон. Видимо этот вентилятор под поликлиновой ремень рассчитан.
    Видел для Газелей 8-и лопастной вентилятор желтый, хочу его попробовать.

    И дальше будет нормально. Судя по температуре шлангов помпа работает отлично! :-).
    Верхний шланг ( и бачек (ванна) радиатора соответсвенно)должнен быть немного горячее нижнего градусов на 5-10 на ущупь неотличимо.
    Пробовал ставить себе крыльчатку 11 лопастей. Охлаждает, конечно классно, но ремень жрет со страшной силой и помпа прожила 1 сезон. Видимо этот вентилятор под поликлиновой ремень рассчитан.
    Видел для Газелей 8-и лопастной вентилятор желтый, хочу его попробовать.

    А как это она ремень жрет? Почему? На вид очень приличная ровная такая.
    Когда менял заметил что у помпы появился маленький люфтик. Думаю что в любом случае придется менять скоро.
    Кстати у меня стоит генератор на 90А от бычка с шкивом под два ремня. Так у этой крыльчатки лопасти по площади шире и стало задевать за шкив. Думал отпилить часть шкива или сместить генератор ближе к моторному щиту (просто с другой стороны крепежных пластин прикрутить. Выбрал второе, ремень пришлось естественно цеплять за внешнюю бороздку шкива что теперь наводит меня на мысль что при таком рычаге его быстрее разобьет 🙂
    Может отпилить его нафиг? Зачем он мне может пригодиться?

    Температура у обоих шлангов практически одинаковая (при полном прогреве и открытии термостата). Может быть верхний чуть холоднее.
    Нижний должен сжиматься? Не верхний? При работе на ХХ у меня нижний плотный достаточно, но рукой прожимается нормально. А вот как раз верхний при остывании чуть сжимается.

    А что ванна снизу? Она должна быть горячее чем верхняя?

    Если верхний при остывание чуть сжимается значить клапана крышки работает.
    пишу тоже самое но понятней.
    Способ проверки системы охлаждения. Мотор включается и прогревается до рабочей температуры. При этом верхний патрубок должен постепенно нагреваться но примерно раз в пять медленнее, чем мотор. В термостате есть отверстие и оно потихоньку должно сбрасывать горячую воду в большой круг. Если машина только начала прогреваться а верхний патрубок стал нагреваться почти также как и мотор то пощупайте нижний патрубок радиатора. Если он нагревается тоже то термостат заклинился в открытом положение. Его надо заменить. При заклинавшем в полуоткрытом состояние двигатель прогревается примерно в два раза дольше. То есть после 4ох километров мотор всё ещё не прогретый. Даже зимой мотор должен за 5 километров если не полностью то почти прогреться. При нагретом моторе (50. 70градусов) но не прогретом ещё нижний патрубок радиатора должен быть холодным. Теперь надо прогреть мотор до рабочей температуры. Машина которая оборудована мясорубкой или вискозной муфтой нужно только дождаться когда мотор прогреется до рабочей температуры. У машин в которые оборудованы электрическим вентилятором охлаждения, Надо дождаться когда вентилятор заработает. Если электрический вентилятор заработал после того как мотор закипел, Это указывает на то, что либо дефект в крышки радиатора, датчике включения вентиляторе или плохой работе помпы. Когда мотор прогреется и вискозная муфта крутится электра вентилятор включён потрогайте верхний резиновый патрубок а лучше латунную ванночку радиатора они должен быть горячим, теперь потрогайте нижний патрубок или ванночку радиатора. Разница температур должна быть примерно в 20градусов. Или я проверяю разницу температур так. Берусь за латунную часть верхней ванночки или бочка радиатора, и считаю про себя 221, при счёте 222 пальцы приходится убрать от бочка так как их обжигает. Теперь прикасаюсь пальцами к нижней части радиатора, к латунной ванночки и считаю 221, 222, 223, 224, одним счётом больше или меньше. Но после приходится убирать пальцы так как пальцы начинает припекать чересчур. Так вот если рука способна вытерпеть примерно 4 секунды или этот счёт то это и есть как правило 80 градусов. Эта проверка делалась при температуре воздуха на улице + 20. 30 градусов. Если нижний патрубок теплый или едва тёплый (то есть разница на входе радиатора тосола и выходе значительно 20 градусов) то у вас либо помпа не качает либо термостат не до конца открывается либо радиатор забит изнутри. Если нижний патрубок наоборот горячий (почти также как и верхний), значить скорее всего у вас забит радиатор с наружи. Теперь после того как мотор полностью прогрелся. Выключите мотор. Подождите с минуту. Если он кипит то подождите, что бы он перестал кипеть и только потом, через минуты две аккуратненько откройте крышку радиатора. Тосол должен быть под самую крышку. Если это не так то у вас либо кипит мотор либо в крышке радиатора не правильно работают клапана или она повреждена. Теперь у вас должен быть тосол почти выливаться из горловины в трубку которая ведёт в расширительный бочёк. Если это не так, то долейте его. После заведите мотор с открытой крышкой радиатора. Тосол в горловине крышки должен лишь слегка подрагивать. Теперь возьмите и подымите обороты мотора до 2000. 2500. Тосол должен опустится в уровне. Это значить что, радиатор не забит и помпа создавая разрежение всасывает тосол быстрее чем он втекает. Если радиатор забит и помпа работает хорошо то в этом случае часть тосола должно просто напором выплеснутся через открытую горловину в наружу.

    Читать еще:  Установка ксенона в линзованные фары. если очень хочется

    А как это она ремень жрет? Почему? На вид очень приличная ровная такая.
    Когда менял заметил что у помпы появился маленький люфтик. Думаю что в любом случае придется менять скоро.
    Кстати у меня стоит генератор на 90А от бычка с шкивом под два ремня. Так у этой крыльчатки лопасти по площади шире и стало задевать за шкив. Думал отпилить часть шкива или сместить генератор ближе к моторному щиту (просто с другой стороны крепежных пластин прикрутить. Выбрал второе, ремень пришлось естественно цеплять за внешнюю бороздку шкива что теперь наводит меня на мысль что при таком рычаге его быстрее разобьет 🙂
    Может отпилить его нафиг? Зачем он мне может пригодиться?

    Как проверить помпу, не снимая с двигателя

    Конструкция помпы предельно проста: металлический корпус снабжён крыльчаткой во внутренней полости, соединённой с патрубками системы охлаждения и водяной рубашки блока, к которому крепят прокачивающее оборудование. Ось посажена на подшипники, что делает помпу надёжной и увеличивает ресурс работоспособности узла до капитального или среднего ремонта самого мотора. Но вот если есть подозрения на неисправность, а ремонт пока не планируется, не лишним будет знать, как проверить помпу не снимая её с двигателя.

    Признаки, явно указывающие на неисправность помпы

    Стабильная работа двигателя и отсутствие посторонних звуков свидетельствуют о нормальной работе всех узлов и механизмов автомобиля. Появление повода для беспокойства о возможных неисправностях помпы появляется при обнаружении:

    • понижения уровня тосола в расширительном бачке;
    • повышения температуры охлаждающей жидкости, отображаемого на панели приборов, если при этом стрелка перемещается в красную зону;
    • утечки антифриза в виде пятен под автомобилем, которые образуются после стоянки;
    • наличия посторонних звуков в месте расположения насоса, особенно при повышении оборотов;
    • запаха тосола в салоне или в подкапотном пространстве.

    ВНИМАНИЕ! Радиатор отопителя, расположенный внутри авто, может стать причиной запаха (часто в машинах российского производства). При появлении такового сначала проводят внешний осмотр патрубков в салоне, а также крана печки. При отсутствии проблем – исключают из возможных неисправностей.

    Наличие любого из перечисленных признаков является поводом для проверки водяного насоса. Причиной неисправности может быть как засорение дренажных отверстий, так и преждевременный износ крыльчатки, которую часто изготавливают из пластика. Также могут выйти из строя осевые подшипники.

    Как проверить помпу, не снимая с двигателя

    Проверку помпы может выполнить каждый водитель, который знает, что это за механизм и где он расположен. Чтобы убедиться в неисправности насоса делают следующее:

    • разогревают двигатель до рабочей температуры;
    • не останавливая мотор, пробуют рукой наличие пульсирующих толчков в патрубке, который соединяет помпу с радиатором – при отсутствии таковых продолжают диагностику (с увеличением оборотов пульсация должна учащаться);
    • останавливают мотор, осматривают водяной насос на наличие подтёков или отложений серо-рыжего цвета по линиям прилегания корпуса помпы к блоку силового агрегата;
    • пробуют на жёсткость шестерню привода вала – она не должна иметь люфта, который появляется вследствие износа подшипника, а это непосредственно влияет на производительность насоса и работы всей системы охлаждения.

    При обнаружении течей или налёта на корпусе подкачивающего узла помпу снимают и проверяют состояние крыльчатки. При выявлении неисправности подшипника, которое сопровождается характерным звуком во время работы двигателя – его заменяют.

    ВАЖНО! При проверке патрубка на наличие толчков нужно соблюдать меры безопасности и использовать рукавицы, чтобы не обжечься, поскольку температура антифриза в рабочем состоянии может достигать 90° С !

    Система охлаждения двигателя должна своевременно отводить тепло от нагретых поверхностей головки и блока цилиндров. Замеченные неполадки в работе требуют срочного устранения. Эксплуатация двигателя с проблемной помпой может привести к более серьёзным последствиям, а возможно – к остановке агрегата, что потребует дорогостоящего ремонта. Диагностика работы водяного насоса без снятия с мотора позволит вовремя определить, а затем и устранить неисправность.

    Как проверить помпу на автомобиле без снятия водяного насоса

    Водяная помпа (водяной насос) системы охлаждения двигателя является важным составным элементом, который обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости по каналам рубашки охлаждения, патрубкам, магистралям, радиатору охлаждения и т.д. Даже незначительное снижение производительности автомобильной помпы может стать причиной перегрева двигателя, особенно в теплое время года.

    Еще одним поводом для того, чтобы проверить, рабочая помпа или нет, являются возможные посторонние шумы в приводе водяного насоса. В этом случае указанный насос требует повышенного внимания на некоторых моделях автомобилей. Дело в том, что помпа может приводиться в движение от ремня ГРМ. Если водяной насос заклинит, тогда происходит обрыв ремня ГРМ, в результате гнет клапана на большинстве моторов. Далее мы рассмотрим доступные способы, позволяющие самостоятельно проверить водяную помпу.

    Читайте в этой статье

    Как проверить исправность помпы на автомобиле

    Избежать дорогостоящего ремонта или проблем с постоянным перегревом двигателя позволяет своевременная диагностика помпы. Чтобы ответить на вопрос, как самому проверить работоспособность помпы, рассмотрим способы диагностики на примере отечественных автомобилей ВАЗ (модель 2109, 2110).

    Начнем с того, что помпа является своего рода «расходником», который на автомобилях с приводом насоса от ремня ГРМ рекомендуется менять каждые 60 тыс. пройденных километров или 48 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Таковы регламентные требования многих автопроизводителей.

    Простыми словами, хорошая помпа «ходит» столько же, сколько и служат два ремня ГРМ. Стоит также добавить, что использование запчасти или антифриза низкого качества, смешивание различных типов ОЖ и т.п. могут привести к выходу помпы из строя раньше положенного срока. По этой причине помпу желательно регулярно проверять.

    Как проверить работу помпы

    Проверять водяной насос на автомобиле следует при помощи распространенного способа. Для диагностики на ВАЗ и большом количестве других авто двигатель следует прогреть до выхода на рабочие температуры.

    • После прогрева требуется рукой пережать верхний патрубок, идущий от радиатора. Если помпа исправна, тогда будет ощущаться создаваемое насосом давление охлаждающей жидкости. Это и есть главный ответ на вопрос, как проверить работает помпа или нет без снятия насоса с автомобиля. Во время такой проверки нужно соблюдать осторожность, так как ОЖ в системе сильно нагревается. Если пульсация жидкости слабая или ее нет, тогда следует перейти к детальному осмотру.
    • Для проверки нужно снять защитный кожух газораспределительного механизма, что позволит произвести визуальный осмотр. Если уплотнительная резинка (сальник помпы) в области посадочного места начал подтекать, тогда будут видны потеки тосола или антифриз. Также на подтекание и проблемы с насосом укажут отложения вокруг посадочного места, которые могут иметь рыжевато-бурый или сероватый цвет. При их наличии нужно сливать антифриз и снимать помпу для дефектовки и замены.
    • Если работа двигателя сопровождается характерным «воющим» звуком, тогда проблема может быть в подшипнике помпы. В этом случае насос проверяется на наличие люфта в области вала. Для проверки от руки можно покачать приводную шестерню насоса. В ряде случаев можно заменить изношенный подшипник или сразу поставить новую помпу.

    Что лучше, менять помпу или ремонтировать

    Обратите внимание, если внешние признаки неполадок водяного насоса отсутствуют, но помпа при этом давно не менялась или использовалась некачественная ОЖ, тогда необходим осмотр устройства изнутри. Дело в том, что лопасти насоса могут быть выполнены из металла. В результате на лопастях образуется коррозия. Также лопасти могут быть изготовлены из пластика или других материалов, что приводит к их механической поломке.

    Что касается ремонта помпы, осуществлять данную процедуру можно, но крайне нецелесообразно по причине доступной стоимости данного узла для большинства автомобилей отечественного и иностранного производства. Также не рекомендуется ремонтировать насос системы охлаждения на машинах, где он приводится в действие ремнем ГРМ, так как отремонтированная деталь может оказаться менее надежной по сравнению с новой помпой.

    Также нужно соблюдать рекомендуемый момент затяжки крепежных болтов помпы. Это необходимо для того, чтобы не повредить резьбу и не передавить прокладку. Завершением всех работ считается заливка антифриза. Если использовался герметик, тогда нужно выдержать до заправки ОЖ в систему пару часов, чтобы герметик успел высохнуть. Далее из системы охлаждения удаляются воздушные пробки, жидкость доливается по уровню. Через некоторое время после запуска и прогрева ДВС до рабочих температур следует осмотреть посадочное место помпы на предмет возможных течей.

    Когда нужно проверять термостат: основные признаки выхода из строя или сбоев в работе элемента. Место установки термостста и его самостоятельная проверка.

    Как самостоятельно определить, что прокладка головки блока цилиндров прогорела. Рекомендации по протяжке ГБЦ после замены. Какую прокладку лучше выбрать.

    Что может стучать, свистеть, шелестеть и издавать другие посторонние звуки под капотом после запуска двигателя. Диагностика и определение неисправностей.

    Почему возникает перегрев двигателя. Чего ожидать водителю и какие поломки могут возникнуть, если двигатель перегрелся. Что делать в случае перегрева ДВС.

    Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

    Устройство помпы. Принцип работы центробежного насоса, системы охлаждения двигателя с двумя насосами и отключаемой помпой. Неисправности и ремонт помпы.

    Диагностика помпы двигателя без демонтажа: 3 основные неисправности устройства

    Довольно много автовладельцев задаются вопросом, как проверить помпу, не снимая с двигателя. Ведь без толку лезть в систему охлаждения крайне не рекомендуется, поэтому стоит научиться производить проверку непосредственно на автомобиле. Обратите внимание, что это позволит минимизировать время ремонта, а также даст возможность избежать лишних затрат на ненужные комплектующие. Провести такую диагностику сможет даже совсем неопытный водитель, что облегчит ему задачу, особенно если произойдет неожиданный нагрев мотора. Не затягивайте с проведением диагностических работ, помните, что, перегрев силовой установки приводит к быстрому выходу ее из строя.

    Читать еще:  Почему не работает вентилятор охлаждения ваз 2110? одна из популярных поломок

    Как проверить помпу, не снимая с двигателя, вопрос на самом деле достаточно простой. Никаких проблем с этим возникнуть не должно. Но, нужно знать, как работает эта система. Внимательное изучение процесса работы значительно упростит процесс диагностики. Еще один момент, который не стоит забывать, это возможность провести такую диагностику в любой удобный момент. Даже если вы находитесь на дороге в безлюдной местности, можно провести проверку и принять решение о дальнейшем передвижении.

    Описание конструкции и рабочего цикла насоса

    На легковые авто в настоящий момент монтируется гидронасос, который работает по центробежному принципу. Задача элемента — обеспечение непрерывного движения хладагента. Некоторые компоненты помпы расположены в труднодоступном месте, поэтому опытный шофёр должен уметь определить дефект без снятия помпы.

    Устройство заключено в прочный металлический корпус и состоит из следующих функциональных компонентов:

    1. Подшипники: имеют ограниченный ресурс, так как смазываются заранее заложенным лубрикантом. С другой стороны, они полностью закрыты для прочих компонентов, поэтому берут на себя минимальную часть воздействия негативных факторов.
    2. Ось: данный элемент фиксируется как раз с помощью описанных выше подшипников.
    3. Крыльчатка: основной функциональный элемент агрегата. Выполняется из металла для обеспечения требуемых прочностных параметров. Непрерывно вращаясь, крыльчатка нагнетает необходимое давление в контуре движения охлаждающей жидкости.
    4. Шкив: передаёт вращательный импульс непосредственно от коленвала на крыльчатку. Благодаря шкиву сохраняется рабочий диапазон вращения крыльчатки. Использование шкива выгодно с конструктивной точки зрения: проскальзывание приводного ремня сводится к минимуму.

    Теперь схематично опишем, как это всё работает. Насос охлаждения связан непосредственно с коленвалом через ремень. От него устройство получает вращательный импульс и раскручивается до нужного диапазона. Вращающаяся часть с помощью крыльев нагнетает необходимое давление и заставляет ОЖ непрерывно двигаться по рубашке охлаждения.

    Как следить за функциональным состоянием помпы?

    В этом и заключается ключевая сложность рассматриваемого вопроса: «симптоматический ряд» при скором выходе охладителя из строя крайне скудный. Для большинства водителей поломка насоса становится неприятной неожиданностью, так автовладельцы не умеют идентифицировать признаки, по которым можно определить скорую «смерть» агрегата. Сразу отметим, что помпа не подлежит ремонту. Единственный способ восстановить функциональное состояние системы охлаждения — установить новый узел.

    По заверениям автопроизводителей, помпа должна бесперебойно ходить на протяжении 180 — 200 тысяч км пробега. Однако, меняют её раньше — при текущем или капитальном обслуживании ГРМ (обычно делают так: замену ремня ГРМ сопровождают заменой охлаждающего нагнетателя). При приближении к указанному интервалу пробега рекомендуем обращать внимание на посторонние звуки в подкапотном пространстве. Изношенный насос издает цикличные щелкающие звуки, иногда скрежет. Водитель может самостоятельно изменять межсервисный интервал: большинство «бывалых» убеждено, что насос нужно менять на 80 тысяч км пробега, чтобы минимизировать износ ГРМ.

    Причины неисправности

    Выделяют следующие причины, которые влияют на ухудшение работоспособности механизма:

    1. Повреждение вращающихся компонентов крыльчатки: при интенсивном режиме работы обламываются маленькие крылышки вращающейся части. Особенно это характерно для пластиковых крыльчаток. Когда крылышки отламываются, насос больше не может нагнетать антифриз с нужной интенсивностью — двигатель постоянно перегревается.
    2. Засор дренажного отверстия. Данная неполадка приводит к тому, что антифриз не может полноценно циркулировать по контуру. Засор дренажа можно легко выследить без снятия помпы. Если у вас имеются подозрения насчёт засора сливных отверстий, просто запустите салонный отопитель.
    3. Рассинхронизация шкивов элемента и ГРМ. В этом случае сальники и подшипники работают в экстремальном режиме, изнашиваются чрезвычайно быстро. Причина такой поломки — фабричный дефект: либо использовали некачественные материалы при сборке, либо использовали ненадёжного сборщика.

    Нужно подробнее высказаться по поводу третьей причины. От заводского брака не застрахован ни один автовладелец. Но в данном случае все серьёзно с приставкой «гипер». Если установить помпу с потенциальным рассинхроном, то использование такого дефектного узла приведёт к резкому увеличению износа ГРМ. В лучшем случае шофер может столкнуться с обрывом ремня, в худшем — «стуканут» клапаны.

    Ещё один маркер износа (который, правда, можно увидеть лишь разобрав механизм) — это люфт вращающихся деталей. Люфт свидетельствует о скором выходе из строя шкивов, смещении центральной оси и порче сальников.

    Последний лайфхак для автомобилистов, которые не желают снимать помпу, но хотят достоверных сведений о её функциональном состоянии. Внимательно осмотрите место стыка охладителя с ДВС. Если имеются выраженные подтёки антифриза, то водяному насосу осталось недолго жить.

    Последствия поломки помпы

    Последствие, по сути, одно — постоянный перегрев мотора. Расскажем, чем он чреват, чтобы замотивировать водителя на своевременное и квалифицированное обслуживание системы охлаждения. Если воздействие высокой температуры краткосрочно, то оно не отразится на работоспособности компонентов ДВС. Но в описываемой ситуации речь идёт о систематическом нарушении эксплуатационного режима.

    При игнорировании ремонта перегрев способен спровоцировать нарушение целостности прокладки головки блока цилиндров. Изменения режима работы ДВС способны нарушить целостность механизма подачи моторного масла.

    Как идентифицировать перегрев:

    • огромные клубы белого дыма, выходящие из подкапотного отсека,
    • характерный запах «жжёного» антифриза,
    • вентилятор работает в чрезвычайно интенсивном режиме.

    Если подвергать силовой агрегат перегреву на постоянной основе, то произойдут такие «патологические» изменения с ключевыми узлами мотора:

    • появятся микроповреждения на корпусе блока цилиндров и его головке,
    • нарушится конфигурация поршня: его рабочая поверхность может оплавиться,
    • повредятся элементы КШМ.

    Совокупность данных критических изменений приведёт к заклиниванию ДВС. Притом последний может не подлежать ремонту. Просим добросовестно относиться к диагностическим процедурам. Если вы зафиксировали на своём авто поломку помпы и не можете её самостоятельно устранить, воспользуйтесь эвакуатором или буксиром, чтобы доставить машину на СТО — поездка своим ходом может ускорить появление серьёзных неисправностей.

    Симптомы неисправности

    1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.
    1. Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
    2. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
    3. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

    Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

    Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

    Как проверить насос системы охлаждения?

    Проверяя помпу без снятия с двигателя, мы можем лишь косвенно оценить ее производительность. При снижении объема прокачиваемой охлаждающей жидкости начинает плохо греть печка. Но перед снятием водяной помпы для осмотра крыльчатки рекомендуем проверить термостат, а также убедиться, что в системе охлаждения отсутствует воздушная пробка.

    После снятия обращайте внимание не только на целостность лопастей и место посадки крыльчатку на приводной вал, но и на форму лопастей. К примеру, на ВАЗ 2121 за долгие годы выпуска устанавливались крыльчатки, отличающиеся диаметром насосного колеса, количеством и профилем лопастей. Установка на более теплонагруженную модификацию двигателя менее производительного насоса приведет к более частому включению вентилятора системы охлаждения и повышенному риску перегрева.

    Обязательно осмотрите блок двигателя в месте прилегания корпуса и саму помпу. Запотевания, незначительный потек ОЖ из дренажного отверстия еще не значит, что помпу следует менять. При обнаружении значительной утечки постарайтесь точно определить место негерметичности. Если течь только в месте прилегания корпуса к блоку двигателя, вероятнее всего, устранить неисправность можно без замены помпы. Достаточно будет нанести герметик и установить новую прокладку.

    Риск обрыва ремня ГРМ

    Опасность несоосного расположения зубчатого шкива водяного насоса в том, что нет явных признаков неисправности. В первую очередь необходимо обращать внимание на ремень ГРМ. Если его уводит в какую-либо из сторон, наблюдается неравномерная выработка, необходимо проверить помпу и ролики. Причиной перекоса может быть заводской брак, износ подшипника либо неравномерное прилегание корпуса к блоку двигателя (грязные, ржавые привалочные плоскости). Иногда неисправность начинает проявлять себя после ДТП, когда элементы кузова либо навесного оборудования бьют по шкиву помпы.

    В случае обнаружения перекоса дефектную помпу необходимо как можно быстрее заменить. Также не стоит медлить с устранением шума, свиста со стороны водяного насоса. При критическом износе подшипник может разрушиться, заблокировав тем самым зубчатый шкив. Заклинивание помпы гарантированно приведет к обрыву ремня ГРМ. Если на вашем автомобиле при обрыве поршни встречаются с клапанами, то устранение последствий неисправности выльется в довольно крупную сумму.

    Проверка подшипника

    Проще всего проверить помпу, шкив которой находится в доступном месте и вращается приводным ремнем. Достаточно взяться рукой за шкив и пошатать его в разные стороны (видео проверки). В случае неисправности вы почувствуете большой люфт. Чтобы определить, что шум, свист при работе двигателя исходит именно от насоса системы охлаждения, снимите приводной ремень и раскрутите шкив от руки. Изношенный подшипник с вымытой смазкой будет вращаться с ощутимым шумом, перекатами.

    Проверить помпу, шкив который вращается ремнем ГРМ, несколько сложнее. Преодолевая усилие натяжения ремня, вы можете попытаться пошатать в разные стороны зубчатую шестерню. Но для полноценной проверки и оценки плавности вращения ремень ГРМ все-таки придется ослаблять.

    Основная причина поломок

    В случае негерметичности сальника или резиновой манжеты охлаждающая жидкость вымывает смазку из подшипников. Проблема многократно усугубится, если вместо качественного антифриза использовать дешевый тосол или воду. Отсутствие противокоррозионных присадок и минимальной смазывающей способности очень быстро «убьет» подшипник помпы.

    Но гораздо важнее использование качественно антифриза для долгого срока службы сальника. В месте контакта с приводным валом резиновые уплотнители должны смазываться, чего не происходит при использовании агрессивного тосола, воды.

    Смотрите видео: Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА (December 2019).

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector